Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Если не я, то кто?

06 июля 2018 / Главная / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Книга Бемидбар / Пинхас / Уроки главы
search
shie-d

Это было вскоре после моей свадьбы. Мы переехали жить в Бейтар, религиозный город неподалёку от Иерусалима, в новый район. Он был совсем новым, мы были одними из первых его жильцов. И как можно догадаться, квартиры в этом районе были, а вот синагог и микв почти не было, а ведь это нужно каждому еврею всюду. И тогда моя жена дала мне простой совет: «нет синагоги? – давай сделаем синагогу». Мы сняли ещё одну квартиру по соседству, выпросили простую мебель и открыли синагогу под названием «Ѓейхал Пинхас» – по имени деда моей жены, которая была его первой внучкой. Мы испытывали глубокое удовлетворение, видя, как люди приходят на молитву и на уроки Торы.

Но я был не в самом радужном состоянии духа. На мои неопытные плечи легла большая ответственность. Как раз тогда мне позвонил отец: «Ну, как дела, что нового?» Я знал, что это не дежурный вопрос и что отец искренне интересуется, как у меня дела. «Одна из моих проблем – это то, что я вынужден упрашивать людей по субботам выйти перед всеми, чтобы вести молитву, и пока я их упрашиваю, начало молитвы задерживается», рассказал я отцу. Конечно, были у нас и другие проблемы, но почему-то именно эта больше всего мешала мне. А может быть, это была последняя соломинка, которая по пословице ломает спину верблюда…

Отец выслушал меня, подождал несколько секунд и рассказал историю из своих воспоминаний о своём деде, отце его матери, «зейде реб Йосл». Это был еврей из старых иерусалимских хасидов, который пятьдесят два года был старостой синагоги Буяновских хасидов в Иерусалиме. Вначале он помогал своему отцу, старосте синагоги «Нисан Бек» возле Западной стены (в том ещё, старом еврейском квартале до разрушения его иорданцами). Когда его семья вынуждена была бежать из Старого города после арабского погрома, он стал старостой хасидской синагоги в центре Иерусалима, и был им до своей кончины тридцать лет назад.

И вот отец рассказал мне: «Каждую субботу зейде р.Йосл подходил к месту хазана и начинал утреннюю молитву ровно в положенное время. Однажды я спросил его: «Зейде, почему ты каждую субботу ведёшь молитву»? Он ответил коротко: «Чем других упрашивать, лучше самому сделать, главное, чтобы распорядок молитв сохранялся». И его неторопливый приятный голос был слышен в синагоге каждую субботу».
*
Летом в субботы после минхи принято изучать по одной главе из трактата Авот, полного мудрых изречений и жизненных уроков. На этой неделе мы начинаем третий цикл изучения Авот за это лето. И вот что говорится в мишне: «Если не я для себя – то кто для меня? И если не сейчас, то когда?» У этой мишны есть много интересных объяснений, но самое простое таково: если мы хотим, чтобы что-то произошло или изменилось, то именно мы должны этим заняться, а не ждать, пока этим займутся другие. И немедленно, не откладывая!

В нашей главе Пинхас рассказывается о награде, которую получил Пинхас за свой подвиг, за спасение еврейского народа от мора. Он действовал быстро, и Всевышний «отвратил Свой гнев от сынов Израиля». Всевышний дал ему особую награду: «Вот я даю ему Мой завет мира, ему и его потомкам после него – завет вечного священства».
В отличие от него, Моше, который тоже несколько раз «отвратил гнев Всевышнего» от евреев, не удостоился того, чтобы его сыновья унаследовали его величие. Когда в нашей недельной главе Моше просит «Да назначит Г-сподь… человека над общиной», Раши комментирует это: «Моше просил, чтобы его сыновья унаследовали его пост». Но его просьба не была удовлетворена, и Всевышний назначил преемником Моше его ученика Йеѓошуа.

Ребе объясняет это различие следующим образом. Моше отвращал гнев Всевышнего молитвами, прося, чтобы Он перестал гневаться на евреев и отменил суровый приговор. А Пинхас отменил приговор Всевышнего своим собственным действием. Он действовал так, как будто всё зависит только от него.
*
Когда я услышал от отца историю о поведении нашего «зейде р.Йосла», я получил важный урок. Если что-то нужно сделать, это нужно сделать нам. Не ждать, пока сделают другие, и не просить других. «Если не я – кто же? Если не сейчас – когда же?»

С пожеланием плодотворных деяний,
гут шабес,
Шия

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также

Медиа

«Страсть + кошер в супружеской жизни». Р. Йосеф Херсонский и психолог Марина Нахалов

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11