Недавно у меня с моим дочерьми состоялся просто потрясающий разговор. Вернее, на самом деле полноправной его участницей я даже не была. Они уже в таком возрасте, когда могут общаться сами, и им не обязательно, чтобы я участвовала в их беседе. К счастью, если мы оказываемся в одной комнате, и особенно, если я что-то для них делаю, то мне позволяют прислушиваться.
И так, мы были на кухне, и с нами была моя подруга, которая еще не очень много знает об иудаизме. Она только недавно начала учиться, очень открыто, тепло и уважительно ко всему относится, и задает много вопросов. Не знаю, с чего разговор начался, но они подошли к обсуждению вопроса, не жалеют ли мои девочки, что не родились мальчиками, ведь в еврейском мире, на первый взгляд, именно к мальчикам имеет отношение большинство важных дел.
Дабы прояснить ситуацию, нужно уточнить, что наша семья состоит из троих дочерей и одного сына, а если прибавить маму и папу, то получится счет 4:2 в пользу женского пола. Таким образом, в нашей семье преобладают женщины, и у моих девочек нет никаких сомнений о том, какой пол является более сильным. Это никогда не было для них вопросом (учитывая среду, в которой они растут) – ясно, что женщины! До такой степени, что мой сын даже однажды спросил, почему ему не повезло родиться девочкой.
Но оставим мелочи, мои девочки откровенно разговорились с нашей гостьей о роли женщины в иудаизме, и мне было невероятно интересно посмотреть на вещи их глазами. Беседа началась с разговора о хождении в синагогу по субботам. Надо сказать, что на прошлой неделе был сильный мороз с градом, и идти пешком целую милю в синагогу не было заманчивой перспективой для психически нормального человека. А если он обязан? Тогда это нечто другое. Но я говорю о желании это делать.
Я постараюсь передать суть их разговора, добавив немного собственных соображений на этот счет. Потому что в итоге беседа получилась настолько интересной, что я к ним присоединилась. Сначала я передам вам основные аргументы, которые приводила моя подруга (как и многие ей подобные), в пользу того, что иудаизм выглядит шовинистической религией. А вслед за тем я опишу, как бы выглядела наша жизнь и какие бы аргументы мы, женщины, приводили, если бы наши роли поменялись и мы стали бы мужчинами.
Итак, самые известные претензии к иудаизму, касающиеся женщин: а) нас не считают для миньяна, и не вызывают к чтению Торы; б) мы не носим талит, цицит, тфилин и кипу.
А теперь, если бы мужчины и женщины поменялись ролями, и у нас появились бы все эти возможности, вот как, я представляю себе, выглядела бы наша жизнь.
Участие в миньяне и чтение Торы
Разве я не полноценный человек? Может быть, со мной что-то не так? Неужели я не могу сама молиться, где хочу и как хочу? Чтобы произнести определенные молитвы мне нужно еще девять других женщин? Неужели для иудаизма я только десятая часть человека? Почему мужчины могут молиться, когда хотят и где хотят, а я обязана быть в определенном месте в определенное время? Почему я не могу просто излить свою душу перед Б-гом, как делают это мужчины, когда они чувствуют душевную потребность? Они не нуждаются в предписанном времени молитвы! Они даже не обязаны читать молитвы? Это по желанию! Но мы, женщины, видимо не достаточно хороши, чтобы просто общаться с нашим Б-гом. И нам не доверяют разговаривать с Ним самостоятельно, а предварительно записали для нас все молитвы. Но и даже читать их мы сами по себе не можем, нужно еще показаться в определенном месте, чтобы все остальные видели, что мы тут!
Теперь о чтении Торы. Я понимаю, что это очень важно для общины, но тогда почему же мужчины могут при этом не присутствовать? Почему их не обязывают? А я не только должна читать Тору и слушать ее, но сама в одиночку это сделать не могу. Для этого мне опять необходимы девять других женщин!
Талит, тфилин, цицит и кипа
Прекрасно, я не только не имею права сама молиться, мне не только нужно еще девять других женщин, чтобы молились рядом со мной, и я также должна для этого показаться в синагоге, но я еще и должна соответственно одеться, чтобы весь мир знал о том, какое слабое я существо. Чтобы не забывать, что надо мной есть Б-г, я должна носить кипу. А мужчины? Им этого не нужно. Видимо, они достаточно умны, чтобы запомнить это сами… И еще цицит – на случай, если я все же забуду.. У меня должно быть необходимое количество нитей и узлов, чтобы я всегда помнила о 613 заповедях Торы. А мужчины? Не-а. Они и так обо всем помнят и знают. Поэтому мы, женщины, обязаны ходить с веревочками, выглядывающими из-под рубашек, а мужчины могут одеваться по моде и не выделяться в толпе. То есть они не ходят с огромным “плакатом”, который сообщает окружающим, что они не всегда уверенны в том, кто они, и в чем их предназначение. И лишь мы, женщины, в этом нуждаемся!
А теперь полюбуйтесь на талит, лучше некуда! Уже когда я таки прихожу молиться, я не могу одеваться так, как хочу. Нет! Мне нужно полностью укутаться, закрыться чем-то, похожим на простыню? Неужели Б-г меня стесняется? Неужели Он думает, что мне недостаточно просто быть собой? И почему мы все должны одинаково выглядеть? Зачем для молитвы нам наряжаться в эти костюмы? А мужчины? Во-первых, им даже не обязательно приходить на молитву. Когда им захочется, они могут присоединиться, но только если у них появится к этому желание. В талит им облачаться не надо! Им также не нужно повязывать черные коробочки на голову и на руку напротив сердца. Ведь они могут сами помнить о соединении их разума с их эмоциями и любовью и о соединении с Творцом. Поразительно, что нам, чтобы молиться, нужно выделывать все эти коленца!
Заключение
Теперь, положим, мы можем читать Тору по свитку во время службы, а мужчины нет. Это, конечно священный обряд, но у мужчин есть заповеди, которые они исполняют совершенно сами по себе. Для этого им не нужно чье-то соучастие, и им даже не нужно, чтобы кто-то знал об их исполнении. Возьмите, к примеру, Шаббат. Они должны зажигать дома свечи. Они произносят благословение и создают Шаббат. Слушайте, это мощно! Ведь мы, женщины, так не можем. Мы ждем, когда мужчины начнут Шаббат, или когда он сам наступит с приходом ночи. А эти мужчины, слушайте, им нужно всего лишь сказать благословение – и Суббота пришла!
Теперь, положим, на следующий день начинается дождь или снег или что угодно, мужчинам не обязательно первым делом прямо с утра бежать, чтобы молиться. Они могут оставаться дома и молиться в свое свободное время. Естественно, если они хотят, то могут пойти послушать чтение Торы, но абсолютно не обязаны! А мы, женщины, первым делом с утра должны вылезти из теплой кровати и бежать в синагогу. Потому что, если мы не появимся, и не наберется 10 женщин, то не смогут читать Тору! Такова наша доля!
А если еще вспомнить о еврейских законах, касающихся траура. Даже справлять траур самостоятельно я не могу, я должна целый год приходить трижды в день на общественные молитвы! Мне вообще можно хоть что-то делать самой? Нет, таков иудаизм! Воистину, религия для мужчин. Он может молиться в собственной одежде, ему нет необходимости укутываться в талит. Он может молиться, не выходя из своей гостиной. Ходить без напоминания на голове и под рубашкой, что он еврей и у него есть заповеди, которые необходимо соблюдать. Нет, он и сам все помнит. И в то время как женщина на самом деле это только одна десятая нормального человека, мужчина всегда полноценен и таким был создан. Я вам говорю, эта религия к женщинам не справедлива!
Перевод Леи Лившиц