Москва не сразу строилась. И нет ни одного здания на земле, при возведении которого подрядчику не пришлось бы объяснять задержки строительства, используя это избитое клише. Но знаете ли вы, что Иерусалим тоже был построен не за один день? И Святая Земля тоже.
В главе Торы “Мишпатим” Всевышний говорит еврейскому народу, что они не получат в собственность всю землю Ханаанскую мгновенно. Для их же пользы завоевание Земли Обетованной будет неспешным и постепенным. Чтобы обосноваться на ней успешно, потребуется время, и они были предупреждены заранее о необходимости набраться терпения: “Не изгоню их от тебя в один год, чтобы не стала земля пустынной и не размножился против тебя зверь полевой. Постепенно изгоню их от тебя, пока ты не умножишься и не овладеешь землей”.
Сиюминутные сенсации обычно долго не длятся. Но то, что свершается поэтапно, медленно но верно, шаг за шагом – обычно приводит к долгосрочному и прочному успеху.
У каждого еврея есть свой удел в Святой Земле; не только географически, но и духовно. Внутри каждого из нас есть кусочек Иерусалима. Внутри каждого из нас есть вместилище для святости и духовности. Но иногда начать путешествие в нашу собственную Землю Обетованную может быть сложным: дорога кажется слишком длинной и трудной. И Б-г дает нам слова ободрения. Не рассчитывайте на мгновенные чудеса. Не говорите: “Мне нужно завоевать целую страну! Как мне это сделать?” Лучше скажите: “С чего мне начать сегодня?” Не смотрите на конец пути; посмотрите на первые шаги, которые вам нужно предпринять прямо сейчас. Завтра вы сделаете еще несколько шагов, а послезавтра еще несколько, и совсем скоро вся земля будет ваша.
Если вы спросите оптимистичного предпринимателя, только начавшего свое дело: “Вы миллионер?”, он не скажет “Нет”. Скорее всего он скажет “Еще нет, но я работаю над этим!”. Тоже самое должно быть в нашем путешествии по пути иудаизма.
Франц Розенцвейг (1886-1929) был еврейским философом, жившим в Германии, который в молодости склонялся к полному отрицанию иудаизма. Но его интеллектуальные наклонности побудили его вначале по крайней мере должным образом изучить его. Поэтому он пошел в синагогу, и так произошло, что он испытал духовное перерождение. В дальнейшем он стал серьезно изучать иудаизм. Говорят, что когда Розенцвейга как-то спросили: “Вы возлагаете тфилиин?” – он ответил, что еще нет. Не “нет”, а “еще нет” – и ведь между этими ответами есть колоссальная разница. “Нет” подразумевает, что я не делаю этого сейчас и не собираюсь делать в ближайшее время. “Еще нет” означает, что хотя я в данный момент не делаю этого, но тем не менее оставляю эту возможность открытой и надеюсь, что скоро придет время, когда я буду готов к тому, чтобы сделать тфиллин частью моей повседневной жизни.
“Еще нет” – это хороший подход. Нет человека, что достиг уже всего. Нам всем есть куда расти, и мы всегда должны стремиться к покорению новых высот. Если мы в настоящий момент еще не делаем что0то хорошее, нет причины тому, чтобы не начать делать это в самом ближайшем будущем. Давайте не унывать от того, что путешествие может быть долгим, а лучше начнем делать первые шаги и двигаться вперед. Процесс, может быть, не будет быстрым, но при наличии постепенного пргресса мы достигнем цели.
Так что если кто-то спросит вас, возлагаете ли вы тфиллин, или соблюдаете ли вы кашрут, или соблюдаете ли вы Шабат, а вы этого не делаете, пожалуйста, не говорите “нет”. Скажите: “Пока еще нет”.
Р-н Йоси Голдман
Перевод Анны Каллер
https://ru.chabad.org