В прошлом году, на Пурим, председатель еврейской общины Тулы, крупный бизнесмен и меценат Ерухом Шальмиев подарил синагоге новый свиток Эстер, посвященный памяти его матери Адассы Иваторовой, которой не стало 3 февраля 2016 года. Адассу Ерухомовну знали и очень уважали в городе, она часто навещала сына и общину, где кормила подопечных самостоятельно сделанными кулинарными изысками национальной кухни и потрясающей выпечкой, была добра, внимательна, приветлива с каждым прихожанином. Память о ней до сих пор живет в сердцах ее родственников, родного сына, посетителей синагоги. “Да пребудет ее душа в Ган-Эдене, – говорят в общине. – Пусть ее добрые дела продолжаются в делах ее родственников и сына!”. Мы встретились с Ерухомом Шальмиевым, чтобы узнать больше о его маме, семейных традициях и жизни общины.
Ерухом, я знаю, что в прошлом году у вас случилась личная беда, огромная потеря…
Да, прошлой зимой, перед наступлением Пурина, не стало любимой мамы. Ее звали Адасса – это другое имя царицы Эсфирь. Мы с раввином поговорили, и я решил заказать в Иерусалиме свиток Эстер, в честь мамы и подарить его синагоге. У нас ведь тогда не было своего. Иногда мы брали свиток Эстер в Москве. Тогда я приобрел Свиток на Святой Земле, и теперь мы им пользуемся уже в Туле. В этом году мы приобрели красивый футляр для этого свитка, тоже в Иерусалиме.
Откуда родом ваша мама, из какой она вышла семьи?
Мама родилась в большой еврейской семье: у ее мамы – моей бабушки Яффы было пять дочерей. Корни ее семьи – в еврейском местечке Куба в Азербайджане. Бабушка была родом из раввинской семьи, и дедушка тоже. Видимо, их специально познакомили родители, чтобы сошлись две раввинские семьи.
В послевоенные времена бабушке очень тяжело жилось. Дедушка умер в 1947-м году и бабушка осталась одна, пришлось поднимать пятерых детей, но, тем не менее, она как-то держалась. У сестер (моих теть) родилось очень много детей, только нас у моей мамы Адассы – двое. Практически все мои двоюродные братья и сестры давно уехали в Израиль, у всех уже семьи, дети и внуки.
Надо отдать должное тому, что советская власть многих скосила. Помню удивительные истории из жизни своей родни. Бабушкин брат, дядя Рафаил, рассказывал, как в 1937-м забирали его отца, дядю – брата его матери, раввина из Кубы, который не имел никаких богатств, кроме старенького потрепанного еврейского молитвенника в заплатках. Его забрали и расстреляли, как всех в то время. Все эти рассказы родственников всегда безумно интересовали меня, я и сам обожаю историю. Сегодня я собрал нашу родословную, где примерно 145 человек, начиная с 1855-56 гг, начиная от рабби Шамаила.
Какой вы помните свою маму?
Мама была очень веселая, жизнерадостная, спортивная, строго соблюдала еврейские традиции особенно последние 10 лет, ходила в бакинскую синагогу на все шабаты, активно общалась с прихожанами, помогала тем, кому могла, вела настоящий еврейский образ жизни, свято чтила все важные даты национального календаря, обязательно зажигала шабатние свечи. На все праздники – Песах, Пурим, Рош-а-шона, мама накрывала стол, и так как очень многие родственники уехали заграницу, все оставшиеся братья, тети, сестры, собирались в гостеприимном и теплом мамином доме, где всегда было вкусно, сытно, приветливо, весело, царила добрая теплая аура. Можно сказать, мама была у нас хранительница традиций. Она очень любила читать, я дарил ей немало изданий, она имела феноменальную память, могла часами рассказывать про историю евреев, интересные факты о царской семье, знала наизусть все династии, серьезно интересовалась прошлыми событиями в мире.
Мама была строгая? Или она вам разрешала все на свете и баловала?
Надо начать с того, что рос я без отца, и на меня большое впечатление производили мои дяди, которые меня и воспитывали. Как сейчас помню их вытянутые одухотворенные лица. Дяди носили имена наших предков.
Мама была и строгая, и мягкая, но находила общий язык со всеми. Дело в том, что я многим ей обязан. Ведь я давно приехал в Тулу из Азербайджана, закончил институт, успешно живу тут сейчас, занимаюсь бизнесом, веду дела еврейской общины. Но вначале мне было очень непросто, ведь в Туле я никого не знал, и уезжать из теплого гнездышка, из-под маминого «крыла», от родственников и школьных приятелей в далекую неизвестность, мне когда-то совсем не хотелось. Именно мама уговорила меня отправиться в этот небольшой город в России, чтобы получить нужную интересную специальность, найти престижную работу. Она настаивала, что мне надо сюда ехать и задала, так сказать, направление в моей жизни. Это было ее главной целью – дать своему ребенку хорошую образовательную ступень, а, следовательно, – путевку в жизнь.
Кем она была по специальности?
Мама трудилась сначала обычным бухгалтером, потом главным бухгалтером и лет 25 вела, уже, будучи на пенсии, разные компании, работала и в ДОСААФе. Она очень хорошо считала, а все цифры помнила наизусть, хоть ночью ее разбуди.
Научились ли вы на сегодняшний день, год спустя после ухода мамы, жить без нее?
Я ее не забыл и никогда не забуду, она всегда со мной, в моем сердце. Потому что та любовь, которую она мне дала, греет меня изнутри каждый час. И с этой любовью я сейчас живу, и буду жить до конца своих дней.
Автор: Яна Любарская
Читайте также