Эмиль Рзаев: «Я выбрал религию»
Вопрос о том, каково это быть соблюдающим евреем в светском обществе волнует многих. Как совмещать наши традиции и графики учебы или работы в не еврейских организациях? Как отвечать на вопросы однокурсников и коллег другой веры? И вообще, как чувствовать себя комфортно в обществе не евреев? Об этом нам рассказал улыбчивый молодой человек – Эмиль, которому, не смотря на молодость, уже пришлось научиться быть своим среди чужих.
– Эмиль, расскажите, откуда вы?
– Я родился в Казахстане, в городе Алмате в 1994 году. У меня есть два брата: младший и старший, в моей семье никогда не делали особого секрета из нашего еврейства, и когда мама узнала, что в городе есть еврейская школа, она перевела меня туда. Там я впервые начал изучать историю и традиции. Мне все очень нравилось и хотелось продолжать развиваться в этом направлении. Но, спустя некоторое время, не знаю почему, в Алмате наша школа закрылась, и родители отправили меня в Москву в еврейскую школу Месивта, которую я и закончил.
Я все глубже погружался в еврейство, и после школы поступил в «Международный еврейский институт экономики, финансов и права», но мне там не понравилось с точки зрения профориентации, и я принял решение уйти в светский институт. Мой выбор пал на «Московский университет путей сообщения». Где я сейчас и учусь.
– Эмиль, когда вы решили, что хотите и будете религиозным, соблюдающим евреем?
– Осознание того кто я, пришло уже после школы. Именно тогда я вышел из еврейского окружения и оказался в светском мире. Мире без традиций, без правил, вернее с правилами, но перевернутыми с ног на голову. Тут элементарно запутаться. В этих условиях больше всего ощущаешь потребность в устоях и традициях, которые есть в еврейской культуре. Получая образование в светском вузе, я быстро понял, что иду не туда, что отдаляюсь от корней и надо возвращаться. Так что, можно сказать, светский мир только приблизил меня к религии.
Понемногу я начал ходить в синагогу на еврейские праздники. Сначала у меня не получалось соблюдать шабат, но постепенно я пришел и к этому. И слава Б-гу уже полтора года, как каждую неделю у меня зажигаются шабатние свечи и греют своим теплом.
– Кстати по поводу шабата, как относятся в институте к тому, что в пятницу вам необходимо уйти раньше, и пропускать пары?
– На первом курсе был сложным. Практически все, кто меня окружал, подходили и спрашивали: «кто? что? как?». Было очень много внимания. Я отвечал на вопросы, и ко второму курсу, ко мне все привыкли, и теперь знают – это тот мальчик в шапочке (смеется).
По поводу шабата – тут по разному: некоторые преподаватели относятся с пониманием, другие наоборот – идут на принцип. Тогда приходится пропускать, и возникают «хвосты». Ну что поделаешь? Я выбрал свой образ жизни. Где получается договариваться – я договариваюсь, где нет – решаю как-то по-другому.
– А почему вы выбрали Москву, а не Израиль? Ведь там все намного проще для соблюдающего еврея?
– Я много думал об этом, но все-таки выбрал Москву. Дело в том, что мои родители по-прежнему живут в Алмате и приезжать ко мне сюда им куда ближе и удобней, чем было бы в Израиль. Так что из соображений комфорта для родственников, я пока в Москве.
– У вас соблюдающая семья?
– Пока нет. Когда я выбрал для себя религиозный путь, мои родственники были очень удивлены этому. И поначалу папа даже был против моего увлечения традициями. Но сейчас он уже понял, что в этом нет ничего плохого и относится снисходительно. А мама даже начала интересоваться религией и обычаями. Когда я приезжаю к ним в гости, отвечаю на ее вопросы и недавно даже рассказал ей, как зажигать шабатние свечи. Теперь она зажигает их дома. Домашние согласились с моими правилами, и уважают мой выбор. Я очень надеюсь, что постепенно они тоже придут к своему еврейству во всей его полноте.
Автор: Александра Прилепская
Фото: Наталья Сонина
Эмиль привет мне завут Ильгар Бенягуев ты мне должен знать я все прочёл дай Бог тебя здровия и Шастия держись этим же курсом удачи тебя