В наши тревожные дни любая страна мира подвержена риску террористических атак. И ни для кого не секрет, что в подавляющем числе случаев за этими атаками стоят радикальные исламские течения. Нередко и не без оснований, особенно в Израиле, террористы отождествляются с арабами-палестинцами. Замешанная на пролитой крови, неизбежно растет ненависть евреев к своим соседям, да и часто к своим же гражданам-арабам.
И в этой трагической ситуации особенно важно помнить, что были арабы, пусть и единицы, которые рисковали жизнью ради спасения евреев.
Мохаммед Хелми родился в Хартуме (ныне Судан) в семье матери-немки и отца-египтянина.
В 1922 году он переехал в Берлин, где изучал медицину, и с 1938 года стал работать урологом. Он был семейным врачом еврейской семьи Борос. В 1938 году признанный неарийцем, Хелми был уволен с работы. Он также не имел возможности жениться на своей невесте-немке. В 1939 году, а потом в 1940 году его арестовывали вместе с другими египтянами, но отпустили из-за проблем со здоровьем.
Когда в 1941 году немцы начали депортировать евреев из Берлина, д-р Хелми спрятал 21-летнюю Анну Борос в своем кабинете в пригороде Берлина. Он также спрятал бабушку Анны в доме немки Фриды Штурман, которая в течение года год делилась с ней пайкой и заботилась о ней, и также помогал другим прятавшимся близким родственникам Анны, оказывая им медицинскую помощь. В 1944 году родственники Борос были арестованы гестапо и признались, что врач прячет девушку. Но он успел ее перепрятать до прихода нацистов, а его самого спасла находчивость – он написал поддельное письмо, якобы от имени Анны, что она давно находится с теткой в Дессау. Уже много лет спустя выяснилось, что он на всякий случай изготовил фальшивые сертификаты о том, что Анна приняла ислам и вышла замуж за араба, и что свадьба была сыграна в доме Хелми.
Семья Борос благополучно пережила войну и уехала в США. Д-р Хелми женился на своей невесте; по словам родственников. Они с женой не хотели иметь детей, из-за страха, что им тоже придется пережить ужасы войны.
По словам Анны Борос, “Д-р Хелми по доброте своего сердца сделал для меня все что мог. Я буду ему вечно благодарна”. В 2013 году д-р Мухаммед Хелми и Фрида Штурман были посмертно удостоены звания Праведников народов мира.
Внук Фриды Штурман рассказал, что бабушка никогда не хотела говорить о своем поступке – ее сын воевал на фронте. По словам внука, она верила, что это ее человеческий долг – помогать гонимым.
Дожившие до этого дня родственники Мухаммеда Хелми – его внучатый племянник Хасан с женой – отказались получить диплом от Яд-Вашем: “Если бы любая другая страна удостоила бы такой чести Хелми, то мы были бы счастливы принять диплом, – заявил Хасан, – но не от Израиля”.
Яд-Вашем заявил в связи с этим: “Мы сожалеем, что политические соображения превалируют над аспектом человечности, и надеемся, что когда-нибудь это изменится… В мире абсолютного нравственного краха было крошечное меньшинство, проявившее необыкновенное мужество в сохранении человеческих ценностей. Как правило, были безучастные, как исключение – спасители. Хелми был одним из них”.
Хелми – первый и пока последний араб, удостоенный звания Праведника народа мира. Символично, что он спасал евреев в паре с немкой. Мир многолик.
На фото:
Анна Борос с дочерью и Мохаммед Хелми с женой, 1969 год
Мохаммед Хелми и Фрида Штурман. Посещение семьи Анны Гутман д-ра Хельми, Берлин, 1980 год