Существует много причин для проведения фарбренгена во второй день праздника Шавуот, во второй половине дня. Баал Шем Тов любил второй день Шавуота и каждый год устраивал в этот день особую трапезу с учениками, – так рассказывал Ребе Раяц. Магид из Межерича, ученик и преемник Баал Шем Това, объяснил смысл этой трапезы так. Второй день Шавуота – это первые сутки после того, как евреи получили Тору. А к тому же в Талмуде приведено мнение рабби Йосе о том, что дарование Торы произошло не шестого, а седьмого сивана. Кроме этого, ко временам Алтер Ребе восходит традиция отмечать во второй день Шавуота йорцайт Баал Шем Това.
В нашей общине этот фарбренген проводится с особым вдохновением, поскольку на следующий день — Исру хаг Шавуота — приходится день рождения главного раввина России Берла Лазара. По принятому обычаю он в этот день повторяет наизусть хасидский маамар, произнесённый Ребе, и сразу же переводит его на русский язык, чтобы понимали все собравшиеся. Во время своей речи раввин Лазар также вспомнил событие, произошедшее с ним ровно пятнадцать лет назад, которое в свою очередь было связано с ещё более ранним эпизодом — сорокапятилетней давности.
Я увидел в этом руку Провидения, ведь за несколько дней до праздника ко мне обратилась журналистка из израильской религиозной газеты «Мишпаха», чтобы проверить достоверность одного рассказа, связанного с раввином Лазаром. Она услышала его во время какой-то лекции в Израиле и была настолько впечатлена, что захотела написать об этом большую статью. Выслушав от неё рассказ, я сразу понял, что от него до истины – семь вёрст до небес, и всё лесом. К сожалению, такое случается, когда в религиозной среде Израиля рассказывают об «экзотической стране России», не зная местных реалий, приукрашивают и добавляют «сорок бочек арестантов». Но вдруг в рассказе скрывается память о действительном событии?
Я знаю, насколько раввин Лазар не выносит «развесистой клюквы», и я был рад услышать из первых уст, как всё было на самом деле. Даже без добавлений и приукрашиваний – это замечательная история.
Около пятнадцати лет назад министерство образования приняло решение изменить систему выпускных экзаменов и назначить единый день проведения ЕГЭ по всей стране. И сразу в офис главного раввина России начали поступать обращения — выяснилось, что экзамен был назначен точно на праздник Шавуот! А в Шавуот писать нельзя. Возможность сдать экзамен предоставлялась только в один день, кто не сдаёт — вся учёба за год теряет смысл. Шалиахи беспокоились за свои общины, родители — за детей, а сами ученики, находящиеся на разных уровнях приближения к соблюдению заповедей, оказались перед тяжёлой дилеммой.
Раввин Лазар срочно обратился к министру образования, но тот ответил, что изменить дату можно только заранее, а теперь уже слишком поздно. Тогда раввин Лазар лично встретил министра образования на некоем мероприятии в одном из городов России, но и эта встреча не принесла результата, просьба не была удовлетворена.
В следующий Шабат, после окончания молитвы в синагоге МЕОЦ, к раввину Лазару подошёл молодой человек. Его никогда не видели раньше в синагоге, и он никогда больше там не появлялся. Юноша задал вопрос: «Я знаю, что нельзя писать в Шабат и в праздник, но если речь идёт о чём-то действительно важном — есть ли возможность получить разрешение? ЕГЭ для меня очень важен, от него зависит всё моё образование».
Услышав от раввин Лазара, что никакого разрешения нарушать праздник нет, юноша ответил: «В таком случае буду сдавать ЕГЭ в следующем году».
Взволнованный решением ученика, раввин Лазар взял с письменного стола книгу «Ликутей сихот», и она открылась как раз на выступлении Ребе в новомесячье сивана 5740 года (15 мая 1980). На том фарбренгене раввин Лазар был лично. Это было особенное выступление. Внезапно Ребе заговорил по-русски! Он обратился к евреям Советского Союза, который тогда всё ещё находился под атеистической властью:
«Чтобы все еврейские дети, где бы они ни находились, обратились каждый к своему отцу или к своей матери, или к дедушкам и бабушкам, или ко всем вместе – пусть просят и настаивают, пока они этого не добьются. Чтобы начиная с начала сивана начались приготовления к получению Торы от Б-га. Приготовление к празднику – это когда человек принимает твёрдое решение исполнять все указания нашей священной Торы, не спрашивая, чем это объясняется и что он за это получит. Ведь он знает что Тора даётся самим Б-гом каждому еврейскому ребёнку, мальчику или девочке. Поэтому дети должны просить – и наверняка они этого добьются – чтобы отец, мать, дедушка и бабушка добавили и себе знаний о Торе и об еврействе вообще.
И также просите их, чтобы в день Шавуот они вместе пошли в синагогу. Ведь это разрешается законами и подтверждается Конституцией: синагога должна быть открытой для всех, кто хочет прийти туда, чтобы там молиться и слушать чтение Священной Торы. Более того власти должны охранять их, чтобы никто им не мешал идти в синагогу, быть в синагоге, слушать там чтение Торы и молитвы. И потом они будут возвращаться домой в хорошем настроении, и никто не посмеет этому мешать. Это соединит их со всем еврейским народом, и в частности с еврейскими детьми во всех странах, чтобы все почувствовали: мы – единый народ, связанный с единственной Торой, данной нам единственным Богом, навеки, во всяком месте».
Прочитав эти удивительные слова Ребе, раввин Лазар решил, что должен сделать всё возможное ради юноши, только что обратившегося к нему, и ради всех еврейских учеников по всей России, которые не хотят нарушать праздник. На следующий день он позвонил в администрацию Президента с просьбой о срочной встрече. Тогда президентом был Дмитрий Медведев, и он согласился принять раввина.
«Скоро наступит праздник Шавуот, день получения Торы», — сказал раввин Лазар, на что президент Медведев тут же ответил: «О, да, Тора — это святое». И раввин Лазар продолжил: «А если это святое – как можно объяснить еврейскому ребёнку, что то, что для него самое святое, не имеет значения для государства? Как он вырастет человеком с принципами, если государство разрушает самое святое для него?» Президент был ошеломлён. «О чём идёт речь?» — спросил он. И раввин ответил: «В святой Торе написано, что в праздник Шавуот запрещено выполнять любую работу. А здесь еврейских учеников принуждают именно в этот день писать экзамен!»
Президент тут же позвонил министру образования, сообщил, кто находится у него в кабинете, и поручил немедленно заняться этим вопросом. И действительно, спустя несколько дней Министерство образования опубликовало заявление: каждый ученик, кто пожелает, сможет сдать экзамен в другой день — не совпадающий ни с Шабатом, ни с праздником!
Вспоминаю, как в том году после молитвы в синагоге МЕОЦ, переполненной молящимися и множеством детей, мы вышли на улицу, а там стояли вежливые полицейские, охранявшие молящихся, которые возвращались домой. Слова Ребе исполнились на наших глазах в точности: «они будут возвращаться домой в хорошем настроении, и никто не посмеет этому мешать!»
Читайте также