На обратном пути в Москву мы оба прошли через «дьюти-фри». Я искал, что бы привезти жене, а он бегал по магазину с телефоном, в котором был список вещей с их фотографиями – видимо, данный ему женой список покупок. Он старался ничего не упустить.
«Ну, ты всё нашёл? Можешь спокойно возвращаться домой?» – спросил я его с усмешкой. Мой друг понял мою усмешку и ответил: «Давай закончим с покупками, чтобы не опоздать на самолёт, а в самолёте напомни мне твой вопрос, и я на него отвечу». Я понял, что усмешка моя была не к месту, но всё же задал свой вопрос вторично в самолёте. И не пожалел: я получил интересный и очень полезный ответ.
* * *
Несколько дней назад мы читали в «А-йом йом» слова ребе Раяца: «Недельная глава Ноах – печальная глава. Но конец её радостен: родился праотец Авраѓам. Следующая глава Лех леха – воистину радостная: каждый день мы живём с Авраѓамом».
Жить с Авраѓамом – это действительно радостная. Он был первым евреем. Он показал нам, что такое самоотверженность и что такое гостеприимство. Но чем Авраѓам радостнее Ноаха? Говорят мудрецы, что Ноах – пример праведника, служащего Б-гу из священного страха, а Авраѓам – праведник, служащий из священной любви. Поэтому говорит Тора о Ноахе «праведник… в своём поколении»: когда родился Авраѓам (ещё при жизни Ноаха), он показал миру, что такое настоящее служение, и в следующих поколениях нужно было уже стремиться к служению и из священного страха, и из священной любви.
Шломо говорит в «Песни песней»: «Многие воды не смогут погасить любовь». Можно понять это следующим образом: «Многие воды» – потоп – «ничего не смогут», если есть «любовь». Если бы в поколении Ноаха человечество знало, что служить Всевышнему нужно из любви, не было бы «многих вод».
Первая же строчка в «Шма», которую мы говорим утром и вечером – «Люби Г-спода, Б-га твоего». А потом говорится: «Берегитесь, чтобы не соблазнилось сердце ваше…» Любовь к Б-гу и страх перед Б-гом – это два столпа нашей веры и нашего служения.
**
…Когда я вновь задал моему другу в самолёте вопрос «может ли он теперь спокойно возвращаться домой», он ответил: «Я уважаю свою жену. Где есть уважение, там есть и любовь, одно без другого существовать не может».
Я сидел, раздумывал над его ответом и распространял его на другие сферы: на отношения детей и родителей, учеников и учителей. Чувства, проистекающие из сферы «страха» и чувства, проистекающие из сферы «любви» – так важно сочетать их в правильной пропорции. Таким образом мы улучшим и нашу семейную жизнь, и наш процесс воспитания, и наши отношения к Всевышнему.
Теперь понятно, почему рассказ о рождении и жизни Авраама так радостен. Если мы поняли достоинства сочетания качеств «страха» и «любви», мы можем достичь цельности и совершенства в жизни.
Гут шабес
Шия