Вот что написал Главный раввин России Берл Лазар в послании ко всем общинам России, объясняя значение воспоминания об Исходе из Египта и веры в Творца в любое время и при любых обстоятельствах:
«Все идеи веры воплощены в символе Песаха — маце. Это «хлеб бедности» — его ели в Египте, потому что не было возможности приобрести настоящий хлеб. Это «хлеб веры» — люди пошли за Всевышним, не дожидаясь выпечки нового хлеба. Это «хлеб смирения» — противоположность гордыне, которую символизирует хамец, ведь тот поднимается и раздувается. На Седере мы «ломаем мацу» — напоминание, что нужно делиться с другими. И, наконец, маца — это «хлеб свободы», именно её ели наши отцы, когда вышли из Египта, от рабства к освобождению».
Есть и дополнительное значение мацы. Гемара говорит: «Почему маца называется “лехем они”? Не только потому, что это хлеб бедности, но и потому, что о ней говорят (онин) много слов». Много слов мы говорили и слышали о маце, но такие слова, которые я услышал недавно, я и вообразить не мог! Вот что рассказала мне одна из сотрудниц, работающих на продаже мацы:
— В отличие от большинства покупателей, которые интересуются ценой, или датой производства, или местом производства мацы, один человек взял коробку в руки и начал внимательно читать весь текст на упаковке, со всех сторон, даже мелкий шрифт. Мне это показалось странным. Я спросила: «Что вы хотите узнать?» Он замялся и ответил, что сейчас у христиан «великий пост», и многие продукты употреблять нельзя. Поэтому он хочет проверить, из чего сделана маца – постный ли это продукт.
Я недоумевала: «Но ведь вы пришли в еврейскую синагогу покупать мацу, при чем здесь великий пост»? А он, к моему изумлению, ответил: «Да, я пришёл по просьбе мамы, она еврейка. Но я стараюсь идти путём отца, регулярно бываю в церкви, и поэтому соблюдаю великий пост».
Я объяснила, что маца состоит только из воды и муки, и что любое добавление чего угодно другого делает ее непригодной для Песаха. Но у него было ещё чем меня удивить: «Я договорился с другом, он тоже должен прийти сюда за мацой. Мы вместе хотим выяснить правду о составе мацы». «А кто ваш друг?» «У него тоже мама еврейка, но отец – мусульманин…»
Честно говоря, когда я услышал этот рассказ, у меня возникли подозрения, что совсем не постные продукты интересовали наших покупателей: ведь сына мусульманина «великий пост» не касается. Но… только подумать, сейчас, в 2025 году, после сорока лет активной просветительской деятельности в России, люди в Москве приходят покупать мацу «для мамы-еврейки, а не для себя»!! Что это означает для нас? Что сорок лет просвещения всё же оставили дыры в осведомлённости о еврейских обычаях, и огромные дыры. Нельзя успокаиваться.
Читайте также