В четверг я приехал в город Винницу по дороге из Гадяча, где я провёл йорцайт Алтер ребе – 24 тевета. Утром я зашёл помолиться шахарит в Бейт-Хабад в центре Винницы, и как в каждый приезд, мой шурин раввин города р.Шауль Гурвиц приветливо встретил меня и пригласил помочь наложить тфилин мальчику, отмечающему бар-мицву. Вчера праздновали бар-мицву трое учеников школы «Ор Авнер» в Виннице.
Первое наложение тфилин – это всегда волнующий и радостный момент, тем более для мальчика, не выросшего в еврейской атмосфере, и несмотря на это удостоившегося начать накладывать тфилин с возраста бар-мицвы, с 13 лет, с возраста сознательного соблюдения заповедей. А когда я услышал, как его вызывают к Торе: «Да поднимется Моше-Шмуэль сын Авраѓама…», я удивился. Моше-Шмуэль – так зовут моего отца. Откуда это имя взялось в Украине?
И вот я вспомнил. Около двух лет назад мой отец посетил моего брата Авраѓама, шалиаха в Житомире. Я узнал, что как раз в эти дни мой шурин в Виннице проводит несколько обрезаний для учеников школы, и предложил ему пригласить отца сандаком. Мой отец приехал в Винницу и был удостоен чести быть сандаком. Когда мать мальчика спросили, какое имя она выбрала для сына, она ответила – «Моше-Шмуэль, по именам двух дедушек». «Вдвойне радостно, – сказал моѓель, – когда избранное имя совпадает с именем сандака!»
И вчера я видел благотворное влияние этого на жизнь мальчика. Он продолжает жить еврейской жизнью, и теперь празднует бар-мицву и накладывает тфилин. По Б-жественному провидению именно в этот день я оказался в Виннице и сам помог наложить тфилин мальчику, имя которого совпадает с именем моего отца.
*
В начале нашей недельной главы Тора рассказывает, как одобрял и утешал евреев Всевышний, но евреи не приняли этих слов «из-за малодушия и из-за тяжёлой работы». Рашбам спрашивает: Но ведь в предыдущей недельной главе, когда Моше впервые возвестил евреям о грядущем избавлении, «поверил народ». Почему же сейчас евреи не приняли его слова? И ещё один интересный вопрос. На прошлой неделе мы читали о рождении Моше, но в рассказе о его рождении не упоминается ни его имя, ни имя его матери. Только в нашей главе, после упоминания о том, что евреи не поверили Моше, Тора передаёт его родословную. Почему только теперь и именно теперь?
В первом благословении молитвы «Амида» мы говорим трижды в день: «Помнящий о добросердечии праотцев и приводящий избавителя их потомкам». Когда евреи в первый раз услышали слова Моше, они поверили им, однако избавление не пришло немедля: наоборот, тяготы рабства усилились. Моше пришёл к евреям вторично и передал им ободряющие слова Всевышнего, но на этот раз они им не поверили. И тут Тора рассказывает нам о родословной Моше – чтобы евреи поняли, какие великие предки были у Моше, как праведно они жили, и благодаря этому евреи поверят Моше и примут его слова, несмотря на теперешние трудности. Вот что значит «помнящий о добросердечии праотцев – и поэтому приводящий избавителя их потомкам».
Каждый день после утренней молитвы еврей вспоминает о шести вещах. Одна из них – «Помни день исхода твоего из Египта все дни жизни твоей». Алтер ребе объясняет в Тании, что исход из Египта нужно заново переживать каждый день. Ведь процесс спуска во внутренний Египет и исхода из него происходит и в повседневной жизни. Кто же дал евреям силу верить, несмотря на непонимание и отсутствие вещественных доказательств исполнения обетования? Моше, верный пастырь. Когда мы вспоминаем о благочестивых предках, о наших крепких корнях, мы обретаем силу.
*
Я не знаю, кем были дедушка Моше и дедушка Шмуэль, по именам которых был назван тот мальчик. Но праведные и добрые дела предков никогда не пропадают зря. Спустя годы они окажут влияние на потомков – подвигнут мальчика на обрезание. на празднование бар-мицвы и на другие благие дела.
Пусть заслуги наших родителей, наших предков повлияют на наших детей. И пусть заслуги наших святых праотцев, Авраѓама, Ицхака и Яакова, помогут нам выйти из нашего внутреннего Египта – и прийти к полному Избавлению!
Гут шабес
Шия