В нашу квартиру вошёл гость, повязанный шарфом с эмблемой своей любимой сборной. Я приветствовал его словами «Шалом алейхем», а он протянул мне бутылку виски, которую купил в дьюти-фри по дороге из Канады в Москву – как знак признательности за будущее гостеприимство. Через полчаса пришёл ещё один гость, юноша из Берлина, тоже приехавший на мундиаль. И принёс бутылку водки. Первый из гостей оказался у меня после того, как один из шалиахов Ребе в Канаде просил меня принять некоего прихожанина его синагоги, полетевшего в Москву. Второй – через общих знакомых.
Вечер субботы, мы сидим вместе, поём субботние песни, едим субботние блюда, которые со старанием приготовила моя жена. А в нескольких километрах от нас десятки тысяч болельщиков на стадионе в Лужниках следят за перемещением мяча по полю туда-сюда. Наши гости, мужественно отказавшиеся от этого зрелища и променявшие его на традиционный еврейский шабат, между словами Торы и хасидской историей налили «лехаим». Один из них протянул мне рюмку виски, которое привёз, и попросил, чтобы я благословил «его» команду. Второй наливает водку сидящим за столом и просит благословить «его» команду… Несочетаемое…
Несколько часов назад, перед минхой встречи субботы, мы говорили по обычаю Баал-Шем-Това 107 псалом. Там говорится: «Поплывшие в море на кораблях… видели чудесные деяния Г-спода…» Почему царь Давид отметил, что именно плывущие в море видят чудесные деяния Всевышнего? Можно дать такое объяснение. Капитан судна, плывущего с запада на восток, молится о западном ветре. А моряки на судне, плывущем с востока на запад, молятся как раз о противоположном – о восточном ветре. И Всевышний слышит их молитвы, и посылает каждому нужный ему ветер в нужное ему время. Он может сочетать несочетаемое. Неудивительно поэтому, что моряки постоянно видят чудесные деяния Всевышнего!
В эту субботу мы читаем две недельные главы – Матот и Масэй, две последние главы книги Бемидбар. Суббота, в которую читают последнюю главу какой-либо книги Хумаша, называется «суббота хазак», потому что после окончания чтения все выкликают «хазак хазак ве-нитхазек», «будь сильным и будем сильными». В главе Матот рассказывается о заповеди освоения и заселения страны Израиля, которое произойдёт после входа евреев в Страну. А в следующей главе Масэй перечисляются сорок два перехода евреев по дороге в страну Кнаан из Египта. Как две эти противоположные идеи могут совмещаться в одном субботнем чтении?
О новомесячье сивана ѓалаха говорит: «С приходом ава уменьшают веселье», ведь начинаются девять траурных дней до девятого ава, дни печали о разрушении Храма. Но вместе с печалью о разрушении Храма нам заповедано радоваться грядущему Избавлению, которое может прийти в каждое мгновение. На этой неделе мы читали в «Тании» цитату из «Зоѓара»: «С одной стороны в моём сердце укоренён плач, но с другой стороны в моём сердце укоренена радость». Это сказал рабби Элазар, когда услышал от своего отца, рабби Шимона бар Йохай, тайны учения, связанные с разрушением Храма. Рабби Элазар печалился о разрушении Храма и вместе с тем радовался тому, что ему открылись глубины Торы. И два этих чувства совмещались в нём!
О недельной главе Масэй можно спросить ещё вот что. Её название означает «переходы». Но в ней рассказывается об одном большом странствии, продолжавшемся сорок лет, от Исхода до прихода евреев в страну Кнаан. Почему же глава называется «переходы», во множественном числе?
Каббала говорит, что сорок два перехода евреев соответствуют Имени Всевышнего из сорока двух букв, а с другой стороны – соответствуют личному «переходу» каждого еврея. Ребе добавляет, что народ Израиля вышел из Египта, Мицраим (от слова «мецер» – теснина), и во время каждого из переходов евреи скидывали с себя ещё одну «теснину», мешавшую их духовной жизни. Так они продвигались к завершению Исхода, к приходу в страну Кнаан. Таким образом, странствия евреев вне страны Израиля были неотъемлемой частью Избавления.
Вот и мы должны сочетать в себе печаль об изгнании с радостью от грядущего Избавления. Ведь Всевышний показывает нам на примере мореходов, о которых мы говорили, что возможно сочетать на первый взгляд несочетаемое – если две вещи служат единой цели. И мы увидим чудесные деяния Всевышнего при близком Избавлении.
Хазак хазак ве-нитхазек
ходеш тов у-меворах, гут шабес
Шия