В главе “Вайеце” Тора расказывает о свадьбе нашего праотца Якова. Как известно, Лаван обманул Якова, подменив ему невесту в день свадьбы. Благодаря этой афере Лаван, сам того не желая, содействовал преумножению еврейского народа и возникновению “двенадцати колен Израиля”. Это первая свадьба, описанная в Торе – и именно из этого фрагмента взяты многие еврейские свадебные обычаи и обряды.
Чем руководствовался здесь Лаван, совершенно понятно: “Не принято у нас выдавать замуж младшую раньше старшей”, – говорит он, поскольку заинтересован выдать замуж и Лею, и Рохель. Поэтому на вопрос изумлённого Якова: “Что это сделал ты со мной?!” Лаван спокойно отвечает, что ничего, мол, страшного – “заверши неделю с этой”, а затем женишься на второй. Видя в происходящем волю Провидения, Яков соглашается.
Из этого фрагмента наши мудрецы выводят несколько законов, как, например, обычай “Шева Брахот” – семи дней благословения. В первую неделю после свадьбы принято устраивать праздничные ежедневные трапезы в честь молодой пары. Кроме того, в течение всех этих семи дней не следует устраивать иных торжеств (разумеется, кроме праздников, указанных в еврейском календаре).
Откуда дровишки?
События, описанные в нашей главе, происходили задолго до дарования Торы – вот это как раз и странно!
Есть вопрос, который давно интересует еврейских мудрецов-талмудистов: понятно, что мы исполняем заповеди, потому что так сказал Всевышний, остаётся лишь выяснить: где именно в Торе Он это сказал? Ведь вовсе не из рассказов о наших праотцах мы узнали законы иудаизма – о каждом из них нам прямым текстом сообщила Тора в виде заповедей. Так, например заповедь об обрезании выполняется не из-за того, что первым её исполнил Авраам, как описано в книге Брейшит (хотя и носит название “Союза Авраама”), а потому что так приказано в главе “Тазрия” в книге Ваикра.
Перед дарованием Торы материальный предмет не мог служить “сосудом” для духовности, поэтому в работе с материальностью цель сводилась к тому, чтобы “физическое” не мешало “святому”. Но чтобы сама материальность превращалась в святость, чтобы сам предмет становился святым предметом – было невозможно! После дарования Торы предмет, с помощью которого осуществлялась заповедь, получил способность “освящаться”. Материальный мир обрел возможность служить “сосудом” для Б-жественности.
Поэтому само понятие “закона Торы” появилось лишь после её дарования. До этого существовали различные подходы и способы в служении Творцу, но о законах служения речи не шло. Однако в нашем случае мы имеем дело с периодом, предшествовавшим дарованию Торы, и, несмотря на это, выводим законы и обычаи еврейской свадьбы из рассказа о Якове!
Ничто не ново под солнцем
Всё дело в том, что все вышесказанное касается именно законов исполнения заповедей, а не душевного настроя человека, их исполняющего. Природа человека совершенно не изменилась за последние 4000 лет. Ведь гаммы душевных волнений и переживаний любого из нас и нашего соплеменника, жившего до дарования Торы, практически идентичны. И в прежние времена, и в наши дни каждого из нас одолевает йецер ара – злое начало в душе человека. И сегодня, как и сотни лет назад, всей душой желая исполнить заповедь, мы испытываем сомнения в целесообразности этого. Каждый из нас согласен, что помогать бедным – это замечательно, но при этом никак не можем понять: почему именно мы должны этим заниматься?
Законы с тех пор, конечно же, изменились, а вот люди – абсолютно нет. Рассказы о наших праотцах помещены в тексте Торы специально для того, чтобы продемонстрировать нам всю сложность и парадоксальность еврейской души. Мы, их потомки, унаследовали от Авраама, Ицхака и Якова все качества их характеров. Именно поэтому текст Торы не потерял для нас своей актуальности. Поэтому нет никакой проблемы “подсмотреть” свадебный обычай у Якова в главе “Вайеце”.
Одно другому не мешает?
Запрет “смешивать торжества” как раз и относится к сфере душевного состояния человека. Когда человек радуется, когда он счастлив, то весь мир в его глазах преображается: удивительно поют птицы, необычно пахнут цветы, и… даже соседи по подъезду, как выясняется, очень симпатичные люди, несмотря ни на что. В такие моменты радость может совпасть с другой радостью – встретил на улице старого знакомого, а он раз… и вернул тебе старый долг. Приятно? Конечно! Но если то же самое проделать с заповедями, то будет не так уж и хорошо.
Ведь Тора требует от человека полной самоотдачи, то есть мало формального исполнения заповеди (при помощи тела) – нужен ещё и настрой души человека, её исполняющего. Таким образом, от нас с вами требуется мобилизация всех категорий нашей души, всех её эмоциональных характеристик, включая, конечно, и радость от выполнения заповеди. А теперь представьте, что к этой радости присовокупится радость иного рода – например, по поводу того, что вы сегодня надели новые туфли. Нет, в самих туфлях нет никакого “криминала”, всё дело в том, что нужно уметь различать и отделять радости. Именно поэтому в течение свадебной недели не принято устраивать иных торжеств, чтобы не смешивать радость от исполнения важнейшей заповеди – создания еврейской семьи – от прочих житейских радостей.
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
Обработка и перевод Д. Б. Байтмана
Источник: http://ru.chabad.org