В этой недельной главе, когда Б-г призывает Моше исполнить миссию – вывести сынов Израиля из Египта, тот просит в ответ: “Пошли рукою того, кого Ты пошлешь”. Мидраш толкует это, как просьбу послать вместо него Мошиаха. Но какова связь между Моше и Мошиахом, этими двумя освободителями? И в чем разница между ними, вследствие которой каждому дана именно та, а не другая миссия? Ребе дает ответы на эти вопросы и объясняет их значение в жизни каждого еврея.
ДВА ОСВОБОДИТЕЛЯ
Б-г последовательно убеждает Моше вернуться в Египет и вывести еврейский народ из египетского рабства, но Моше в конце концов все же взывает к Нему: “Пошли рукою того, кого Ты пошлешь” (Шмот, 4:13). Мидраш “Леках Тов” дает на этот стих комментарий: “Моше сказал Ему: “Владыка Вселенной, прошу, пошли рукою того, кого Ты пошлешь”, – то есть Мошиаха, который должен стать освободителем в грядущем”. Но Б-г хотел, чтобы именно он, Моше, вывел евреев из Египта.
Из этого мидраша можно заключить, что между Моше и Мошиахом существует особая связь, чем и объясняется просьба Моше послать в Египет самого Мошиаха. Тем не менее освобождение из египетского рабства было задачей Моше, а миссия Мошиаха связана с грядущим изгнанием.
У них есть нечто общее, благодаря чему они имеют сходные задачи – освободить из изгнания. На это общее указывает высказывание мудрецов: “Моше был первым, он же будет последним избавителем”. Это не означает, что Моше лично будет Мошиахом (Моше принадлежал к колену Леви, а Мошиах, как известно, должен быть потомком Давида и происходить из колена Иегуды). Скорее это означает, что сила для осуществления избавления, имеющаяся у Мошиаха, будет унаследована от Моше.
Причина этого в том, что первым и главным достоинством Мошиаха будет Тора (согласно Рамбаму, он будет “погружен” в нее). Именно отсюда его сила, необходимая для освобождения, а ведь сама Тора называется “Тора Моше”. Подобно этому способность народа Израиля привести приход Мошиаха, определяется его служением согласно Торе.
На внутреннюю связь между Моше и Мошиахом намекает стих (Брейшит, 49:10). Не отойдет “скипетр от Иегуды … пока не придет Шило” (на иврите – ад ки яво Шило). В этом усматривают намек на Мошиаха, потому что слова “яво Шило” и “Мошиах” (“придет Шило” и “Мошиах”) равны по своему числовому значению (гимматрии). То же равенство и в словах “Шило” и “Моше”, поэтому приход Мошиаха связывают и с Моше. Кроме того, слово “яво” (придет) имеет то же числовое значение, что и слово “эхад” (один). Таким образом, мы можем составить уравнение: Мошиах = Моше + Один, что означает: Мошиаха приведет служение, связанное с качеством единства, а сила, необходимая для достижения единения, будет передана через Моше.
СПУСК РАДИ ПОДЪЕМА
Как понять все вышесказанное?
Говорят наши мудрецы: когда был создан мир, он находился в состоянии совершенства. Но после греха Деревом Знания, когда нечистота змея проникла в Еву, не только человек, но и весь мир утратили совершенство вплоть до Дарования Торы. Когда народ Израиля стоял у горы Синай, “дух нечистоты” их покинул. Но он снова вернулся из-за греха Золотого Тельца и будет пребывать в мире до наступления эры Мошиаха, когда наконец исполнится обещанное: нечистота исчезнет навсегда, и мир будет полностью очищен.
В иудаизме существует общее правило: каждое падение происходит ради какого-то подъема, причем подъем этот достигает более высокого уровня, чем предшествующий падению. Следовательно состояние мира после дарования Торы стало выше, чем до греха Евы. Согласно тому же правилу эра Мошиаха будет совершеннее времени дарования Торы.
Это двойственное движение делает возможным достижение доселе небывалых высот. С одной стороны, нисходит свет (откровение, духовная сила) Источника, находящегося в бесконечности, с другой стороны, соответственно происходит подъем народа Израиля и всего мира.
Пример этому мы видим в даровании Торы. Хотя потенциал для исполнения Б-жественных заповедей существовал и ранее (у Адама было шесть заповедей, у Ноаха семь, и еще по одной были даны соответственно Аврааму, Ицхаку и Яакову, кроме того, праотцы соблюдали всю Тору еще до ее дарования). С дарованием Торы был дан не просто больший потенциал, но это была новая сила, принципиально отличающаяся от всего уже существовавшего, и она была дана народу Израиля, когда между ним и Б-гом возникли особые отношения – отношения избранности (“и Ты избрал нас”). Это было раскрытием сущности Б-га, чем-то таким, что прежде не раскрывалось.
Настолько же беспрецедентным был подъем Израиля и всего мира – как глубинная их сущность, так и уровень произошедшего очищения. Следовательно, последующая деградация при совершении греха золотого тельца была не так велика. Значит, несмотря на то что ее последствия – присутствие нечистоты – видны и поныне, все же эффект дарования Торы очевидно проявлен.
МЕССИАНСКАЯ ЭРА
Подобно этому подъем в те времена, когда Мошиах станет учить Торе весь народ Израиля, будет выше возвышения, достигнутого при даровании Торы. В двух аспектах.
Во-первых, в степени Б-жественного раскрытия. Поскольку, несмотря на то что на Синае оно было настолько интенсивным, что люди могли воспринимать его на физическом уровне своими органами чувств, это было лишь подобие откровения во времена Мошиаха, когда “слава Г-спода будет открыта”.
Во-вторых, в уровне подъема Израиля. Хотя на Синае дух нечистоты покинул народ, он тем не менее остался в потенциальной форме и вновь проявился после греха Золотого Тельца. Но во времена Мошиаха он будет уничтожен навсегда. Изменится сама суть природы мира, причем это изменение будет не временным, каким оно может быть, если вызвано особым вмешательством свыше, а окончательным и постоянным.
ЦЕЛЬ ИЗГНАНИЯ
Поскольку всякому подъему, как мы выяснили, должно предшествовать падение, значит, оно является необходимым этапом подготовки к подъему. Именно служение в период падения (то есть пока влияние падения ощутимо) приносит подъем. Служение праотцев и очищение “горнилом” Египта привели к дарованию Торы. Подобно этому Мошиаха приведет наше непрерывное служение в изгнании, необходимое для того, чтобы очистить самую суть мира (Тания, ч.1, гл.37).
ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ОДИН”
Чтобы понять изложенное выше, попробуем сначала разрешить известную проблему с молитвой “Шма Исроэль”. Почему в ней говорится “Г-сподь Один (Эход)”, а не “Г-сподь уникален“? Ведь числительное “один” соответствует тому, что можно исчислять, и с ним соотносится “второй”. Но “уникален”, исключает наличие другого.
Объяснение таково: истинное единство Б-га не есть изначальное отрицание существования чего бы то ни было, кроме Него (“уникальность” в данном случае отрицала бы существование мира). Оно ощущается в рамках материального мира и неразрывно связано с пониманием того, что мир не существует сам по себе, проявленное в самой материальности ощущение того, этот мир есть одно целое (то есть объединенное) с Б-гом.
Слово “один” как раз предполагает такой подход. Составляющие это слово – эход – буквы алеф, хет, далет имеют соответственные числовые значения 1, 8 и 4. 8 – символизирует семь небес и землю, а 4 – стороны света. Все они в сущности являются эманациями, исходящими из 1 (алеф), то есть Источника и Властелина (Алуф) мира. Иными словами, единство не должно восприниматься как только духовное, скорее человек должен ощущать его как нечто наполняющее собой физический мир и реализующееся в мире.
ТОРА И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИРА
Но как это возможно, чтобы мир, в природе которого заложено сокрытие Б-жественности (на что намекают само значение на иврите корня слова олам (“мир”) – “сокрытие”), был восприимчив к раскрытию в нем Алуфа (Хозяина Вселенной, Единого)?
Именно с этой целью – сделать мир подходящим жилищем для Б-га – и были даны народу Израиля Тора и Заповеди.
У горы Синай они не просто были переданы, чтобы с их помощью очистить и облагородить мир, но одновременно явленное откровение принесло также ту энергию, что была необходима для осуществления данного процесса.
В момент, когда была дана Тора, весь мир как бы перестал существовать перед лицом Откровения – даже “птицы не пели и земля молчала”, но это было проявлением скорее Высшей силы, нежели внутренней. Следовательно, такое состояние не могло быть постоянным.
Но именно отсюда произошла способность мира самоочищаться, благодаря чему он становится все более “пригодным” для восприятия еще более высокого Откровения.
МОШЕ И МОШИАХ
Теперь мы можем понять, почему Мошиах = Моше + Один. Ибо Мошиах будет приведен посредством служения, которое делает Единство явным, а способность к такому служению была передана через Моше.
Отсюда видна внутренняя связь между Моше и Мошиахом: второго приведут силы, полученные через первого. Это же выявляет и разницу между ними: изгнание и освобождение из Египта были необходимы ради дарования Торы, благодаря которому еврейский народ обрел способность очищать себя и весь мир. Задачей же Мошиаха является завершение этого процесса и начало нового служения, когда очищение мира уже завершено.
ЕДИНСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Человек есть микрокосм, модель Вселенной. Происходящее с миром находит отражение в жизни каждого человека в каждый момент: и когда он работает, совершая свое служение до вечера, и когда он доверяет на ночь свою душу Б-гу, и когда он снова получает ее на следующий день и начинает новое служение.
Служение каждого дня должно начинаться с молитвы и изучения Торы. Через них человек получает силу для служения (Б-жественный дух проникает с помощью молитвы во все его существо) и для преодоления дурного начала (Тора учит его правильному поведению). После этого человек в состоянии распространить это служение на область практического (до такой степени, что, согласно Рамбаму, “его мудрость проявляется даже в том, как он ест и пьет”). Его материальное существование в этом мире (символизируемое буквами “хет” и “далет” слова “Эход”) подчинено Б-жественной мудрости (“алеф”). Признание Единого пронизывает все его физические действия.
Затем, когда день его служения завершен, человек мысленно проводит “ревизию” поступков дня и вновь посвящает свое существование Б-гу. Он говорит: “В Твои руки вручаю я душу мою, Б-г Истины”, а Истина и есть Единство. Слово “истина” – на иврите “эмет” – составляют первая, средняя и последняя буквы еврейского алфавита (“алеф”, “мем”, “тав”), напоминая нам о Б-ге, сказавшем: “Я Первый и Я Последний и кроме Меня нет бога”. Нет реальности, кроме той, что исходит от Него: если букву “алеф” удалить из слова “эмет”, получится “мет”, что означает “смерть”, то есть отсутствие жизни.
Так же, как Тора, переданная через Моше, дает миру силу привести Мошиаха, так и каждому человеку в отдельности она дает силу облагородить свою собственную жизнь и все окружающее, тем самым ускоряя наступление эры Мошиаха.
(Источник: “Ликутей Сихот”, т. XI сс. 8-13)