“И сказал Б-г, обращаясь к Моше: “Войди к фараону, ибо ожесточил я сердце его и сердце слуг его, дабы совершить мне все эти знамения Мои…””
Шмот 10:1
“Почему сказано: “Войди к фараону”? Надо было бы “иди к фараону”… Но Б-г привел Моше в чертог внутри чертога, к высшему великому Змею, из которого исходит много уровней.., к которому сам Моше боялся приблизиться…”
Зогар, ч. II, 34а
Из 53 разделов Торы есть несколько, стоящих в рассказе об истории человечества и народа Израиля особняком. Первая глава книги Берейшит рассказывает, как Б-г сотворил мир за шесть дней, как Адам был изгнан из рая. Третья глава, Лех Леха, описывает путешествия Авраама, совершая которые он нес язычникам истину о едином Б-ге. Во второй книге Торы, Шмот, в главе Итро говорится об Откровении у горы Синай, о том, как Тора была передана Израилю, и так далее.
Перечень осевых разделов Торы невозможен без главы Бо (Шмот, 10-13), где говорится об Исходе сынов Израиля из Египта. Исход отмечает наше рождение как народа, Тора нас призывает: “…Чтобы помнил ты день Исхода твоего из страны египетской во все дни жизни твоей” (Дварим, 16:3). Действительно, когда Б-г явил Себя нам у Синая, Он представился не как Создатель неба и земли, но как “Б-г твой, Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской” (Шмот, 20:1). Определяющий элемент наших отношений с Б-гом не в том, что мы были Им созданы, а в том, что мы – свободные существа, те, в кого Он вложил из Своей бесконечности и вечности, те, которых Он вывел за границы материального мира, за пределы их собственной сути.
Название
Название главы Бо означает “войди”. Оно взято из первой же строки этой главы, когда Б-г направляет Моше войти к фараону, чтобы предупредить о седьмой казни (саранча) и еще раз передать Б-жественное требование правителю Египта освободить сынов Израиля.
Тора сообщает, что название вещи отражает ее суть (см. Берешит, 2:19). Безусловно, так обстоит дело и с собственными названиями книг и глав Торы, и ее компонентами. Название же главы всегда передает ее основной смысл и общую тему всех подразделов.
Можно предположить, что глава Торы, посвященная Исходу, должна называться “Исход”, “Свобода” или каким-либо другим словом, выражающим значение этого события, ставшего определяющим в истории Израиля. Вместо того название главы, оказывается, связано с приходом Моше к фараону – событием, которое является прелюдией к Исходу. Однако приход лидера Израиля во дворец фараона с требованием отпустить народ, подразумевая, что евреи пока что находятся в рабстве у Египта и его правителя, – разве это не антитеза Исхода?
Фраза “войди к фараону” подробно обсуждается и комментируется. Почему Б-г велит Моше “войти” к фараону? Не правильнее было бы сказать “иди к фараону”?
В книге Зогар объясняется: Моше страшился встречи с фараоном во дворце, где власть того особенно сильна (раньше он встречался с фараоном в других местах, например, во время его утренних прогулок у Нила). И на этот раз Б-г обещал Моше, что Он Сам сопроводит его к фараону. Таким образом, “войди” надо понимать как “пойдем”, “иди со Мной”. Стало быть, Б-г говорит Моше: “Иди со Мной к фараону”.
Далее Зогар объясняет: Б-г теперь направляет Моше встретиться с внутренней сутью египетского правителя и бога. И фраза “войди к фараону” приобретает еще один смысл – “войди внутрь”. Чтобы освободить народ Израиля от “великого Змея”, недостаточно просто прийти к фараону. Моше должен войти в самую его суть, добраться до корней его власти.
Моя река
Кто такой фараон и что он собой представляет? В чем его внутренняя суть? Почему Моше боялся предстать перед фараоном в его дворце, если туда был послан Самим Б-гом? И как “вхождение в фараона” может дать ключ к Исходу из Египта, к освобождению человеческой души?
Вот как пророк Иехезкел описывает фараона: “громадный змей, разлегшийся среди рек и говорящий: “Нил – мой, и я сам себя создал”” (Иехезкел, 29:3). Другими словами, зло фараона определяется не тем, что характеризовало языческие культы Египта, не тем, что он поработил миллионы людей и подвергал их мучениям; и не тем, что он купался в крови убитых детей, – зло заключалось в его эгоцентризме, в том, что именно в себе самом он видел источник всего и вся.
Здесь и коренится главное зло. Однако может показаться, что поставить себя в центр всего – это грех меньший по сравнению с теми жестокими деяниями, в которые способен ввергнуть себя человек, но дело в том, что истоки всех самых страшных злодеяний – именно в эгоизме. Если человек считает, что только он и его потребности определяют суть добра и зла, нравственность его – хотя поначалу такой человек мог быть весьма нравственным – сведена к нулю. В конечном счете, он способен на какое угодно действие, если решит, что оно ему необходимо или вписывается в его понимание действительности.
В конечном итоге всякое доброе дело – это самопожертвование, а любое злодеяние – результат самообожествления. Когда человек творит добро – жертвует ли он на благотворительные цели одну монету или посвящает всю жизнь служению Б-гу – он говорит: в жизни есть нечто большее, чем я. А когда человек нарушает Б-жественную волю – пусть в чем-то маленьком или совершая гнуснейшее преступление, он говорит: “Моя река – это моя река, и я создал себя сам. Хорошо то, что хорошо для меня, и плохо то, что противоречит моим желаниям. Я сам хозяин своей реальности, я – бог”.
Душа Зла
Так неужели эго человека – это зло? Неужели фундаментальная составляющая нашей души есть нечто чужеродное, и его надо искоренить и отбросить в поисках добра и истины?
По большому счету ответ на эти вопросы отрицательный. Ведь “нет другого, кроме Него” (Дварим, 4:35) – вот главный закон реальности. Создатель есть источник всего, ничто от Него неотделимо, ничто Ему не противостоит. Ощущение себя, с которым мы рождаемся, наше “я”, также происходит от Б-га – это отражение Б-жественного “я”. Поскольку Б-г знает Себя как единственно истинное существование, мы, сотворенные по Его образу и подобию, наделены тем же “чувством себя”, что и Он. И мы воспринимаем себя как ключевой элемент всего сущего.
Само по себе эго – не зло. Зло возникает, когда человек отрывает свое “я” от его источника. Когда мы признаем, что наше “я” – отражение “Я” Б-га и подчиняем наше эго Ему, тогда оно становится мощной силой в предпринимаемых деяниях, направленных на то, чтобы сделать мир лучше, ближе к Б-гу. Но то же “я”, оторванное от его Б-жественного корневища, способно на самые жуткие злодеяния.
В этом глубинный смысл начальных слов главы Бо. Когда Б-г велел Моше “войти к фараону”, Моше уже ходил к тому не один месяц. Он общался с фараоном в разных его “ипостасях”: фараон – язычник, фараон – поработитель Израиля, фараон – самозваный бог. Но теперь Моше предстояло войти в суть фараона – в саму душу зла, даже более того – проникнуть за пределы фараонова зла, за пределы его супер-эго, которое твердит: “Я создал себя сам”. Ему предстояло встретиться с самой сутью фараона: оголенным “я”, которое происходит от “Я” самого Б-га.
Моше не боялся зла фараона. Он знал: если Б-г его послал, Он и защитит. Но когда Б-г велел войти в суть фараона, ему стало страшно. Разве человек может столкнуться с таким чистейшим проявлением Б-жественной истины? Проявлением столь высшим, что оно, превосходя и добро и зло, является источником и того, и другого?
Б-г сказал Моше: “Войди к фараону”. Войди со мной, вместе мы войдем во дворец громадного змея. Вместе мы проникнем в самопоклонение, которое и есть источник всех зол. Вместе мы откроем, что в реальности зло не существует – это всего лишь растрата Б-жественного в человеке.
Если встреча с такой истиной для человека непомерно страшна, идем со Мной, Я направлю тебя, отведу в самый потаенный чертог фараоновой души, и ты лицом к лицу столкнешься с наиболее ревностно охраняемой тайной зла – зла не существует.
Когда ты познаешь эту тайну, зло уже не сможет тебя победить. Познав эту тайну, ты и твой народ обретете свободу.