Р-н Эли Коган
Монотонный гул центрального манхетенского вокзала Penn Station время от времени прорезают объявления, раздающиеся из репродукторов. От одного из них я однажды чуть было не расхохотался. “Mr. Matthew Rabinovitz, please meet your buddy at the information booth”, – равнодушно произнес голос диктора, совершенно не согретый заботой о приятеле г-на Рабиновича, ожидавшем его возле информационного окошка.
Развеселило же меня то обстоятельство, что, поскольку слово buddy (приятель) звучит в американском произношении так же как body (по крайней мере для моего уха), то все объявление прозвучало просто как бред наркомана: “Господин Матвей Рабинович, вас ожидает ваше тело у окна информации!”
А чего я вдруг сейчас об этом вспомнил?
Ах да! Вы знаете, такое объявление могло бы быть очень уместно тридцать три с лишним века тому назад у горы Синай! Устное предание гласит, что во время Дарования Торы, когда начали звучать Десять Речений, при каждом Речении души покидали тела евреев, и Всевышний оживлял их вновь росой Торы. Понимаете, что происходило? Среди евреев, земных людей, никто, кроме пророка Моисея, не был в состоянии пережить такого уровня контакт с Б-жественностью. Физические оболочки их тел не выдерживали, и души, повинуясь своему естественному стремлению, возносились к Высшему Источнику. Главная же идея Торы, чья “роса” возвращала души в их тела, это не блаженство души в Горних Высях, не отрешение от земного мира в нирване, в монастыре, на диване (извините за рифму), а действие. Действие человека – симбиоза души и тела – существа, наделенного свыше миссией, которая должна быть выполнена в этом материальном мире.
Так было при даровании Торы – души вновь обретали тела. В обычной жизни же все наоборот. Повинуясь воле Всевышнего, душа приходит в этот мир, материализуется, облекаясь в тело, и… исчезает. Исчезает из сферы осязаемого, обоняемого, ощупываемого и фотографируемого (уж не помню, как там точно, по Ильичу) телом. Но если телу повезет, то у него, как легкий зуд неясного свойства, может возникнуть ощущение, что чего-то не хватает. Чего-то, что неизмеримо выше всего, но, тем не менее, имеет к нему, телу, непосредственное отношение. Тогда начинаются поиски души… (И лишь тогда – после осознания того, что жизнь это не особая форма существования материи, а особая форма существования души, наделяющая душу способностью преобразовывать материю – лишь тогда и начинается жизнь.
А что может помочь еврею найти свою душу? Опять-таки, только Тора. И уроки Торы – это то Окно Информации, возле которого вас всегда ждут. Сколько бы ни длилось ожидание.
Хотя, конечно, медикам никогда не перечислить всех разновидностей головной боли (а у евреев всегда о чем-нибудь болит голова), заглушающей ощущение нехватки души: как найти работу и как сохранить здоровье, как сэкономить деньги и как выкупить все купоны, как выучить английский и как не забыть русский, как подготовиться к получению гражданства и как не забыть все до начала экзаменов… “Умру гражданкой!” – пошутила однажды жена моего друга (дай Б-г ей еще много здоровых лет счастливой жизни, осененных уже полученным гражданством), и это напомнило мне слова одного московского старика, который в семьдесят лет решил сделать обрезание: “Всю жизнь жил как гой, теперь хотя бы умру евреем!”
Дорогие евреи! Не надо умирать, давайте жить евреями!
Господин Рабинович! Возле Окна Информации Вас ожидает Ваша душа!
Предоставлено журналом “5-е Измерение“