В начале главы “Шлах” Тора рассказывает печальную историю о разведчиках, которые были посланы Моисеем в Святую Землю, но, вернувшись с задания, стали оговаривать страну Израиля и отговаривать народ Израиля идти в эту самую страну. В результате Всевышний пообещал, что те, кому так нравится в пустые, в этой пустыне и умрут, и весь народ был обречен на сорокалетние скитания.

Прологом к этой истории служат слова Г-спода к Моисею в ответ на требование народа перед началом военной операции произвести разведку: “Пошли от себя мужей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израиля…” Согласно одному из истолкований, Всевышний как бы говорит: если уж вы так хотите играть в войну по всем законам жанра, посылай, если хочешь (“от себя”), мужчин, но что до Меня, то Я бы лучше послал женщин, потому что они по-настоящему любят эту землю.

Конечно, у всех своя повестка и никто не беспристрастен. Разведчики-мужчины “высматривали” землю, из-за которой им бы пришлось покинуть пустыню, где они жили на всем готовом, занимаясь лишь ученьем и духовными практиками, и вместо этого им бы пришлось сначала сражаться, а потом пахать, погрязнуть в быту и выносить мусор каждый день… Разведчицы-женщины осмотрели бы по-хозяйски землю, куда им надлежит прийти, чтобы получить свой удел, обосноваться и растить детей.

Поэтому разведка мужчин была ответом на вопрос: сможем ли мы ею овладеть? Вопрос легитимный с военной точки зрения, но кощунственный по отношению к земле Обетованной (т. е. обещанной Свыше). В то время как женщины, если бы и задавались вопросом, то только практическим: как нам взять нашу землю побыстрее и подешевле?

Урок этой истории таит в себе секрет успеха в любом важном деле: к планированию нужно подходить не с вопросом, смогу ли я, а с анализом, как мне лучше это сделать.