Несколько дней назад я случайно встретил знакомого, который тоже родился и провёл детство в Иерусалиме. Когда два иерусалимца встречаются, разговор, естественно, вертится вокруг характерных типов, наполняющих иерусалимские улицы, и потрясающих историй их жизни. Некоторые происходят из семей, живущих в городе уже несколько поколений, другие приехали с разных концов земли и поселились в вечном городе. Когда мы были детьми, мы из любознательности стремились узнать их истории.
Я спросил своего знакомого, знает ли он р.Авиша Айзена. «Конечно, знаю», ответил он, и удивился, откуда я-то его знаю, ведь я вырос совсем в другом квартале и родственником его не являюсь. Я ответил, что интересная фигура р.Авиша приковывала моё внимание всякий раз, когда я проходил мимо автобусной остановки, на которой он выходил из автобуса после рабочего дня. Как раз в это время я заканчивал учебный день в хедере и возвращался домой. И больше всего приковывала внимание его улыбка. Она не сходила с его лица ни в какую погоду и ни при каких обстоятельствах. И спустя много лет, когда мы переехали в другой район, если я случайно встречался с ним, всегда видел на его лице улыбку. В его кармане всегда были конфеты, он давал их детям, если видел, что они грустны или плачут. Своих собеседников он всегда был готов развеселить шуткой. «Да, – признал мой знакомый, – он жил в соседнем доме со мной. Он всегда был радостен и радовал других». И оба мы спросили друг друга, откуда он брал эту постоянную радость. Ведь как и у всех людей, у него наверняка были проблемы, здоровье, заботы о детях и заработке – и всё же он всегда был радостен!
*
Сегодня мы завершили радостный месяц адар и начали месяц Освобождения – нисан. В этом году адаров было два, так как год был «дополненный» – то есть шестьдесят дней радости. Ребе много говорил о значении такого года и о важности шестидесяти дней радости. В ѓалахе есть правило «аннулирования в шестидесяти». Оно означает, что если нечто смешивается с количеством чего-то другого, в шестьдесят раз большим, и они неразделимы или неотличимы по виду, но лишь по статусу – во многих случаях это малое количество считается несуществующим, аннулируется, и вся смесь имеет статус большего количества. Так и здесь: любая печаль в двойном месяце адар аннулируется в шестидесяти днях его радости.
Ребе всегда завершал свои письма добрыми пожеланиями и часто добавлял «явное и очевидное добро». Он имел в виду следующее: поскольку Всевышний управляет всем, а Он есть добро, то никакого зла в мире просто не может происходить. Другое дело, что добро, которое случается в итоге, иногда происходит не сразу, иногда не в нашем присутствии, а порою мы не обращаем на него внимания, но видим лишь детали, а они могут быть для нас неблагоприятны. Поэтому Ребе добавлял к благословениям пожелание того, чтобы Б-жественное добро было видным и ощутимым для нас, чтобы мы могли благодарить за него.
Наша задача – осознать это постоянное добро, достичь такого уровня радости, чтобы она была постоянной, чтобы она преодолевала любые препятствия и заражала радостью также окружающих. Алтер ребе пишет в своих «Игрот кодеш», четвёртой части «Тании»: «Если мы вдумаемся в то, что каждое мгновение Всевышний творит нас заново из абсолютного ничего, то поймём, что никаких страданий от житейских проблем, детей, здоровья и заработка у нас быть не может. Ведь мудрость Всевышнего – это источник жизни, блага и счастья, это наслаждение большее, чем наслаждение Грядущего мира. И только потому, что мы не постигаем её полностью, нам кажется ,что нам плохо и что мы страдаем. Но на самом деле зло не исходит от Него. Всё есть благо. Только некоторое благо именно по причине своего величия не видно нам. И верить в это – есть главная цель, ради которой создан человек».
И далее Алтер ребе продолжает: «Посему человеку подобает радоваться в любое мгновение и жить верой во Всевышнего, который оживляет его и благотворит ему каждое мгновение. А тот, кто печалится и жалуется на то, что с ним приключилось плохое или что он страдает и лишён какого-либо блага, подобен отрицающему основы веры. Поэтому мудрецы, владеющие истинной мудростью, отстранялись от всякого уныния. Истинно верящий не чувствует никаких страданий, наличие чего-либо и отсутствие чего-либо полностью одинаковы для него».
Каждый раз, когда я читаю этот отрывок, во мне пробуждается желание сделать большие плакаты с этими словами и развесить их по всему миру. А пока это не сделано, я стараюсь запечатлеть эти слова в своём сердце, чтобы они влияли на мои поступки. Наша еврейская жизнь – это жизнь с верой. Только с ней можно пройти по миру, сохранив телесное и душевное здоровье. Подумайте, как спокойна жизнь того, кто достиг искренней веры в то, что всё происходящее – не просто к добру, но и есть добро!
*
В недельной главе «Тазриа» описаны законы болезни цараат. Так сказано в первом стихе, говорящем о ней: «Если будет на коже тела человека прикосновение цараат…» Алтер ребе объясняет в «Ликутей Тора», что цараат свидетельствует о некоем недостатке в «одеяниях души» – мысли, речи или действии, ещё не исправленном человеком. Поэтому она появляется на его коже, на внешней оболочке. А Ребе дополняет, что поэтому называется она «нега» – это слово можно перевести и как «болезнь», и как «прикосновение». Цараат не принадлежит даже телу человека, даже его коже, она – прикосновение снаружи. Поскольку цараат является наказанием за проступки, она никак не может относиться к самому человеку, она не болезнь, излечиваемая лекарствами. Это «прикосновение» Всевышнего, предупреждающее человека о необходимости исправиться.
Таков подход хасидизма: видеть негативное исключительно как внешнее, быть уверенным в том, что всё исконное, внутреннее, вплоть до сути – всегда и полностью позитивно. И заражать других этой уверенностью. А позитивное мышление и позитивное видение приводят к позитивным поступкам. Как говорил ребе Цемах-Цедек: «Думай хорошо – и будет хорошо».
Доброго и благословенного месяца, истинной радости на весь год!
Гут шабес
Шия