«Ну, как было в Шушан-Пурим в Иерусалиме?» – спросил я в начале недели свою дочь, которая провела Пурим в Иерусалиме впервые. И она долго рассказывала о том, как там было, о подругах по школе, которых встретила в Иерусалиме и с которыми они решили праздновать Пурим вместе. Иерусалимский Пурим, ведь в Иерусалиме отмечают его на день позже, чем везде; так предписывает ѓалаха, и он называется «Пурим городов, окружённых стеной».
– Мы гуляли по старым кварталам Иерусалима, где жили наши деды и бабушки и до сих пор живут наши дальние родственники. Пришли в квартал Геула, я показала подругам двор квартиры «дедушки и бабушки Гурвиц», рассказала о бабушке, которую я, к счастью, ещё застала. Мы с ней иногда говорили по-русски! Я знаю русский, потому что родилась и училась в Москве, а она – потому что во время войны была ребёнком в эвакуации в Самарканде. Там мы встретили дядю, р.Цви, а он рассказал нам о его детстве в старом Иерусалиме. И вот что он рассказал нам:
«Моя мама, благословенной памяти, прекрасно готовила. Но почему-то она никогда не пробовала еду в середине готовки. Она добавляла то, что нужно, по какому-то внутреннему чувству. Вот однажды, в канун Песаха, она на своей маленькой кухне готовила много еды для седера. Мы были тогда детьми, и как все дети, иногда прокрадывались на кухню и хватали кусочек рыбы, кусочек мяса, того-сего… Но в этот раз мы чувствовали, что всё, что мы пробовали, чересчур сладко! Это было необычно. Мы рассказали маме, что мы «немножко попробовали», и что всё слишком сладко… Мама проверила – и оказалось, что мешочек, о котором она думала, что он с солью, оказался с сахаром. «Ой, а брох…» Но это ещё ничего. Тот же белый порошок мама, думая, что это соль, использовала для высаливания мяса, а это важный элемент в процессе его кашерования. Получается, что мясо-то вовсе не было высолено, а значит – не откашеровано, а значит – вся еда некашерна, да и кастрюли тоже! Что было делать?..»
Две недели назад мы читали в главе Ваикра: «Никакой крови не ешьте». Как же избежать поедания крови, если мы едим мясо? Сказано в Талмуде: «Говорит Шмуэль: Кровь считается извлечённой из мяса, только если оно хорошо посыпано солью, а потом хорошо промыто». На практике поступают так: Сначала мясо моют, чтобы убрать кровь снаружи и чтобы размягчить. Потом его со всех сторон посыпают крупной солью в таком количестве, чтобы мясо, так посоленное, было непригодно для еды. Мясо должно лежать на чём-нибудь дырчатом, чтоб кровь стекала. Соль остаётся на мясе в течение часа, а потом её стряхивают и мясо дважды промывают. А промывают так: трут мясо в сосуде с водой, и между промываниями нужно промыть сам сосуд.
В Шулхан Арухе сказано так: Если случайно оставили мясо слишком надолго в воде, или если его вообще не высаливали, и мясо, и кастрюля, в которой его варили, некашерны. Каждая «идише маме» прекрасно знала эти законы. В наше время почти все покупают уже откашерованное на предприятии мясо, у некоторых даже нет дома сосудов для высаливания.
«Что было делать?.. Дедушка побежал к раввину квартала, я помню его – р.Исраэлю Яакову Фишеру. Рав хорошо знал нашу семью, в которой детей было много, а денег – мало, но он не видел оснований для разрешительного решения. Бабушка немедленно выкинула всё содержание кастрюль в мусорный бак, а мы, дети, побежали с кастрюлями туда, где их перед Песахом кашеруют – кастрюли ошпаривают кипятком, вертела и решётки прокаливают на огне.
Бабушка помнила, что они, девятеро детей, и их родители, жили в Самарканде, где и обычной-то еды было немного, но никогда не ели некашерного. И сейчас она не раздумывала. Если мясо некашерное – значит, оно не для еды, его нужно выбросить. Потому что мы едим кашерное всегда, при любых обстоятельствах, есть время или его нет, есть деньги или их нет.
*
После двух недельных глав «Ваикра» и «Цав», в которых излагались законы служения в Мишкане и принесения жертв, в главе «Шмини» Тора учит нас жизни в обычном мире. Без чего не может прожить человек? Без еды. Суть Торы в том, что нужно не только думать по Торе, но и есть и пить по Торе. Питьё и еда становятся нашим телом, и поэтому они должны быть кашерны, разрешены по закону Торы. Неправильно это – питать душу истинами Торы, а тело питать тем, что Тора запрещает.
В эти дни впервые выходит на русском языке «Путеводитель по кашерным продуктам». В нём перечислены 1500 (!) разных пищевых продуктов, изготавливаемых на различных предприятиях под наблюдением отдела кашрута Главного раввината России под руководством р.Берла Лазара. Вдумайтесь: это ведь совсем не просто – добиться разрешения, проверить технологию, наладить наблюдение даже для одного пищевого продукта. А здесь тысяча пятьсот. Это работа отдела кашрута. Фактически это чудо. И в наши дни российские пищевые предприятия сами приходят с предложением выпустить партию кашерных продуктов, они готовы выполнять жёсткие условия, внедрять в свой производственный процесс раввинскую проверку – для того, чтобы их продукт вышел на «кашерный рынок», который день ото дня ширится.
Сегодня в России соблюдать кашрут, причём кашрут меѓадрин, легче чем когда-либо в истории. Стоит делать это, даже если нужно будет немного изменить привычки и маршрут по магазинам. А за всё это спасибо самоотверженным людям: раввину отдела кашрута р.Йосефу-Ицхаку Марзелю и директору отдела кашрута р.Йосефу Верзубу. Благодаря им евреи России могут соединить кашерное «духовное питание» с кашерным телесным питанием и достичь всего того, чего может достичь в духовной работе только тот, кто ест кашерную еду.
*
Это письмо я посылаю вам из Самарканда. Я прибыл сюда впервые в жизни благодаря моему другу Евгению Давидовичу, взявшему меня с собой в поездку еврейского бизнес-клуба «Зевулун» под руководством р.Авраѓама Юраша. Этот клуб объединяет друзей еврейской жизни в России, помогающим работе шалиахов Ребе во всех местах страны. Я побывал на старом еврейском кладбище Самарканда, где похоронен мой прадед р.Шулем, отец «бабушки Гурвиц», погибший в НКВД более 70 лет назад, потому что соблюдал еврейские заповеди. Я пришёл, чтобы вознести молитву и рассказать прадедушке о великом перевороте в еврейской жизни России и о той революции кашрута, которая совершается на наших глазах благодаря поддержке властей. Больше евреям России не приходится страдать так, как страдал он и его дети, совершая истинные подвиги ради кашерной еды.
Гут шабес
Шия