Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Древние тайны еврейской Евпатории

02 сентября 2021 / Главная / Jewrnal
search
IMG_4382
В Евпатории, небольшом уютном городке у Черного моря, как рассказывала ранее, бывала много раз. Из всех остальных городов Крыма, этот мне особенно дорог. Именно в Евпатории когда-то жила семья моего дедушки и его родственников, здесь же я часто проводила летние каникулы с родителями, а сегодня с любопытством изучаю еврейские места этого небольшого города, его потрясающую, большей частью трагическую еврейскую историю. Если говорить о евпаторийских еврейских объектах, не считая многочисленных домиков, кафе, магазинов, фотоателье, мастерских, чайных заведений, когда-то давно принадлежавших евреям, мемориального комплекса старого еврейского кладбища, то в самом центре этого жаркого, солнечного города расположено две синагоги: Купеческая (Торговая), сейчас недействующая и Ремесленная, в которую в наши дни можно заглянуть и помолиться.
 
Купеческая (Торговая) синагога, согласно одним источникам, была построена в первой половине ХIХ в., а по другим сведениям — в середине 90-х гг. ХIХ в., она и поныне привлекает серьезное внимание исследователей и путников. Ее выстроили на углу двух старинных евпаторийских улиц — Караимской и Раздельной (ныне ул.Тучина), недалеко от средневековых крепостных ворот. Местные гиды сообщают на своих экскурсиях, что отдавая дань уважения всем конфессиям, представленным в Евпатории, царская семья когда-то посетила Свято-Николаевский собор, мечеть Джума-Джами, «Караимские кенасы», а потом царский кортеж остановился и у стен той самой главной синагоги, роскошно декорированной тканями национальных цветов и зеленью. Это был исторический визит царской семьи, происходивший при большом скоплении молящихся и с участием специально приглашённого из симферопольской синагоги еврейского хора: «В момент проезда государя и царской семьи по Караимской улице мимо синагоги, весь хор, во главе с кантором, выстроившись на балконе еврейского молельного дома, богато убранного коврами и цветами, исполнил гимн, трижды повторенный при громких кликах „ура!”» — раскрывают все древние секреты экскурсоводы.
 
К сожалению, в 1929-м году главную Купеческую (Торговую) синагогу города закрыли, лишив ее всех культовых принадлежностей. В начале 30-х годов собственником здания становится Евпаторийский пиво-безалкогольный завод, до начала 90-х годов прошлого века использовавший объект в качестве складского помещения. По мнению старожил, в этот период бывший молитвенный дом полностью перестраивается и окончательно теряет свой первоначальный облик. В 2009-м году был разработан проект по восстановлению храмового здания, отреставрированы внешние фасады.
 
К сожалению, пока что главная евпаторийская синагога используется совсем не по назначению. Надо отметить, что прямо у ее стен проводятся музыкальные фестивали и спектакли. Не дожили до наших дней и лавки, работавшие напротив, вместе со двором синагоги они стали частью улицы Караимской ( правда, улица в этом месте стала шире). 
 
Вторая соседняя, яркая старинная синагога носит название «Егие Капай», она — типичный представитель еврейской постройки, одна из старинных достопримечательностей Евпатории, ныне функционирует под эгидой Федерации Еврейских Общин России. Данная синагога расположена в старой части Евпатории, на углу древних улиц — Караимской и Просмушкиных, на городском туристическом маршруте «Малый Иерусалим». Этот дом называется «Ремесленной синагогой», поскольку строился на средства умельцев и работяг, живших неподалеку. Первый камень “Егие Капай” ( Ремесленной синагоги ) был заложен в 1911-м году, на этом знаменательном событии присутствовала практически вся еврейская община города. Деньги на строительство собирались среди общины, значительный вклад внесла и городская Дума Евпатории. Вскоре, в 1912-м году, в стенах нового здания прошла первая молитва. В 1930-м году «Ремесленная синагога» Евпатории была закрыта большевиками, а здание использовалось под склад. Под закрытие попали не только синагоги, но и соседние храмы, мечети. «Егие Капай» переоборудовали в складское помещение и передали в собственность городской управы, а в годы Великой Отечественной немцы и вовсе превратили ее в конюшню, уничтожив последние остатки прежней роскоши. 
 
Нельзя не добавить, что война и Холокост полностью испепелили прежнее еврейское местечко, когда-то густо населенное нашими собратьями. По словам выживших свидетелей, с первых дней захвата Евпатории, немецкие палачи IMG_4394начали чудовищную расправу над еврейским населением. Буквально на 3-4 день своего пребывания в городе немцами был издан приказ о регистрации еврейского населения, после чего евреев обязали носить на груди и на спине опознавательные знаки — звезды, их отправляли на самые тяжелые и грязные работы. Через небольшой промежуток времени, несчастных обязали сдать все золото и другие ценные вещи в созданный немцами еврейский комитет, а уже 20 ноября 1941-го года им было предложено явиться в военные дома, расположенные по дороге к курортному вокзалу с вещами (кроме мебели), якобы для дальнейшей эвакуации. 650 человек, оставшихся в городе евреев, направились в свой последний путь. Среди них были мужчины, старики, женщины с грудными детьми. Они шли доверчиво, думая, что их эвакуируют. В этих домах их продержали в течение 2-х дней.
 
23-го ноября 1941-го года началось массовое истребление евпаторийских евреев. Полураздетых, их заставляли грузиться в машину, увозя в конец противотанкового рва, по направлению к товарному вокзалу, где расстреливали. Комиссией установлено место казни и одна общая яма, куда были сброшены трупы нескольких сот зверски растерзанных людей. Наваленные в ров трупы были присыпаны землей, затем слоем камня и вновь присыпаны землей. Через некоторое время после казни евреев, фашисты провели облаву на крымчаков. Немногим из них удалось спастись от смерти, более 150 человек крымчаков были уничтожены с такой же жестокостью, как и евреи.
 
Но вернемся к судьбе евпаторийской Ремесленной синагоги, которая лишь в 2003-м году начала вновь использоваться по назначению. Сегодня там проходит масса экскурсий, в ее зале можно помолиться, а в ее дворе установлена красивая менора, возле которой любят фотографироваться путешественники. Рядом проводятся разнообразные мастер — классы гончаров, чеканщиков, мыловаров, работает небольшая выставка, посвященная быту евреев 20-го века, открыто кафе вкусной аутентичной еврейской кухни «Йоськин кот». В Евпатории существует «единый билет» туриста, в который входят четыре объекта, одним из них является “Егие Капай”.  
 
Если говорить об архитектуре данного еврейского молельного дома, то его фасад украшает круглое окно с витражом в виде большой шестиконечной звезды (такая же шестиконечная звезда присутствует и на металлических воротах молитвенного дома). Над шестиконечной звездой, внимательно присмотревшись, можно увидеть стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай. Главный вход устроен у западной стены здания. Внешний вид фасада немного IMG_4386отличается от других стен: кладка аналогична той, которая используется в Стене Плача. И люди, как и в Иерусалиме, молятся у этой евпаторийской импровизированной Стены Плача, оставляют в ней многочисленные записки с просьбами к Всевышнему, долго не отходят от нее.  
 
При общине функционируют библиотека, семейный клуб, регулярно проводятся еврейские праздники, шаббаты, представители общины участвуют в региональных семинарах. Гуманитарная помощь, оказываемая общиной, включает распределение календарей, ханукальных, пуримских наборов, мацы перед праздником Песах.
 
Будучи в Евпатории, не забудьте также посетить «Комплекс караимских кенас», находящийся в исторической части города, на основной магистрали туристического маршрута “Малый Иерусалим” – улице Караимской, где также можно познакомиться с караимской этнографической выставкой. Будучи похожими по разговорному языку, устному фольклору, бытовым обычаям и образу жизни на окружающие тюркские народы, караимы традиционно исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму, пользовались древнееврейским языком в деловой переписке, научных трудах, литургии и надгробных эпитафиях. В связи с этим, по словам историков, сегодня имеются две основные версии происхождения караимов: семитическая и хазарская.
 
 
Яна Любарская
Об авторе
Яна Любарская - журналист, художник, счастливая жена и мама дочки Лизы. Работаю в отделе культурных программ МЕОЦа, писала в газету "Еврейское слово", в журнал "Алеф", сегодня работаю в журнале "Москва - Ерушалаим", Jewrnal и занимаюсь концертами в АМФИТЕАТРЕ. По роду своей деятельности, общаюсь большей частью с неординарными творческими людьми. От них же - питаюсь и заряжаюсь положительной творческой энергетикой. Стараюсь никогда не опускать руки, быть оптимистом, чего и всем желаю.
Читайте также

Медиа

Тора с Эйди Куравски. Недельная глава "Ахарей - Мот"

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11