Вчера и сегодня один за другим следовали телефонные звонки, СМС, письма. Раввин, шалиах, политик и просто добрые люди – все хотели помочь.
Пожилая еврейка скончалась в Москве, и её дочь хотела кремировать её тело. Племянница покойной, соблюдающая женщина, в своё время репатриировалась в Израиль, и вчера вечером узнала, что её тётя скончалась в Москве. Она сама обратилась к дочери покойной и пыталась переубедить её – тщетно. Тогда она стала звонить всем, кому могла – раввинам, общественным деятелям, и все они обращались к нам, предлагая свою помощь. Мы – это еврейское похоронное общество «Хевра кадиша» и еврейский благотворительный центр в Москве.
Это не первый такой случай. Подобными случаями часто занимаются добровольцы еврейского благотворительного центра в Москве. Он прежде всего занят нуждами живых, но и последний долг, который мы можем отдать усопшим, находится в сфере его деятельности. Тора заповедует нам приложить все усилия, чтобы предотвратить кремацию тела, поскольку это полностью противоречит ѓалахе. Кремация доставляет великие огорчения душе покойного и выражает отрицание веры в воскресение мёртвых.
На этот раз как мы ни пытались, у нас ничего не получилось. Когда женщина просто перестала отвечать на телефонные звонки, мы послали к ней личного посланца, в надежде на то, что встреча с глазу на глаз будет более убедительной – бесполезно.
Племянница покойной позвонила мне из Израиля и обеспокоенно спросила: «Я виновата в том, что произошло, да? Может быть, я могу теперь что-то ещё сделать?» Я успокоил её, сказав, что она сделала всё, что только могла, и наши средства убеждения кончились. Но вот если бы она задумалась несколько лет назад и поговорила бы с тётей, чтобы та написала в завещании похоронить её, а не кремировать, и с её дочерью поговорила бы о важности еврейских похорон в еврейской традиции – теперь всё было бы иначе. А сейчас – слишком поздно.
Сам же я думал так: Сейчас идёт месяц элул. Сорок дней с начала элула и до Йом-кипура – это чудесное время, когда Всевышний даёт нам возможность приблизиться к Нему. Как говорил Алтер ребе, в это время «царь выходит в поле» и любой может подойти к Нему. Использую ли я эту возможность в полной мере?
В субботу мы читаем недельную главу «Ки теце». Первый стих этой главы говорит: «Когда выйдешь на войну против врагов твоих…» Раши поясняет, что сказанное в этом отрывке относится к «дозволенной войне», которую объявляют по выбору, в отличие от «заповеданной войны». А Баал-Шем-Тов говорил, что враги, о которых идёт речь – это внутренние враги человека. Мне подумалось, что можно дать такое объяснение словам Раши: иногда мы ведём свою внутреннюю войну как «дозволенную», дозволяем себе и не выходить на неё, откладываем и откладываем. Однако нужно помнить, что это война. Постоянная война с нашим дурным началом. А на войне тот, кто не выигрывает – проигрывает. Нечего дозволять себе промедление. Нужно заранее обдумать кампанию – и атаковать. Кто упустит момент для атаки – тот проиграет сражение. Иногда бывает слишком поздно!
Можно применить это к просьбе о прощении у близкого человека или знакомого, которого мы могли обидеть в течение года; к деньгам, которые мы взяли взаймы и не спешим вернуть; к обещанию, не выполненному нами; к раскаянию в дурных поступках, совершённых нами. Исправить нужно сейчас. Прямо сейчас, нет никаких причин откладывать это. Йом-кипур – это день подведения итогов, и к этому дню у нас всё должно быть готово. На Йом-кипур раскаяние не откладывают!
Гут шабес, успеха нам всем
Шия