Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Довести до идеала

13 сентября 2019 / Главная / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Книга Дварим / Ки Теце / Уроки главы
search
shie-d

Накануне прошлого Рош га-шана я хотел наиболее полно и разнообразно выполнить сказанное в Шулхан Арухе: «Человек должен быть радостным в праздник: и муж, и жена, и дети, и все его родственники. Как делает это мужчина? Покупает детям сладости, а жене – красивые одежды и украшения, по мере его возможностей». На этот раз я решил поднести жене особенный подарок.

Летом я обратился к моему другу р.Овадье Исакову, который, кроме прочих своих хороших качеств – раввин, моэль, шохет и пр. – ещё и прекрасный художник. И вот перед праздником я получил от него чудесную картиру – вид на «Западную стену», пробуждающий в нас стремление к этому святому месту и тоску по Храму. Я поблагодарил художника, заплатил ему оговорённую цену и пошёл искать для картины хорошую рамку.

Заключив картину в раму, я повесил её на подходящее место в доме, к радости моей растроганной жены. Мы смотрели на картину, и мне показалось, что в некоторых местах нужно было бы немного прибавить красок, а в других – кое-что стереть или изменить. Не то чтобы я был художественным критиком, однако на мой вкус эта картина нуждалась в некоторой доделке.

Когда я встретил моего друга-рава-художника и высказал ему мои мысли, он сказал мне следующее: «У нас, художников, принято делать так. После того, как картина готова, она должна немного «отстояться» – и в голове художника, и сама по себе. Во-первых, художник тогда окинет её свежим взглядом, во-вторых, со свежей краской происходят небольшие изменения, в результате которых картина выглядит чуть иначе, чем в момент, когда художник положил кисть».

*

В нашей недельной главе «Ки теце» есть 74 заповеди. Это самая богатая заповедями глава Торы. Некоторые из них посвящены законам работы и социальной справедливости, например, заповеди, касающиеся заработной платы. «Не обманывай наёмного работника… В тот же день дай ему его заработок, прежде, чем солнце зайдёт…» Задержка заработной платы – это серьёзное преступление. Так пишет Рамбам: «Задерживающий плату работника как будто отбирает у него жизнь, ведь сказано в Торе: «…ради него он рискует жизнью»». Таким образом, тот, кто платит работнику в тот же день, когда он закончил работу, не только не нарушает запрет, но и выполняет заповедь Торы.

Говорят наши мудрецы, что Всевышний Сам выполняет все заповеди, которые Он дал нам. Во второй главе трактата «Авот», которую мы будем читать в эту субботу, сказано: «Знай, перед Кем ты трудишься. Твой Работодатель достоин доверия, Он заплатит тебе за работу». И в следующей мишне от имени другого мудреца: «Твой Работодатель достоин доверия, Он заплатит тебе за работу, и знай, что награда праведников – в грядущем». Значит, награда – в грядущем. Но ведь Всевышний Сам исполняет заповедь «в тот же день дай ему плату»! Противоречие…

В комментарии «Июн Яаков» к книге агадот «Эйн Яаков» приводится такое объяснение: вся работа, всё служение еврея в течение всей его жизни считается выполнением одной миссии, одной задачи – миссии его жизни. И по окончании этой миссии, по окончании жизни он немедленно получает награду от Всевышнего.

Но это объяснение недостаточно. Слова «в грядущем», «грядущий мир» в Мишне, Талмуде и мидрашах имеют два одинаково верных значения. Как говорят лингвисты, это полисемия. Одно значение – «после смерти», а другое – «после прихода Машиаха и воскресения мёртвых». Так вот, Рамбан говорит, что награда в Ган-Эдене после смерти – в основном за изучение Торы, а за исполнение практических заповедей мы получим награду после прихода Машиаха. Так что, хочешь – не хочешь, а приходится признать, что награда от Всевышнего за соблюдение заповедей задерживается, уже три тысячи лет задерживается… Снова противоречие. Как говорят в Талмуде, «вернулся вопрос на своё место».

Любавичский ребе объясняет, что цель творения мира – «пожелал Всевышний, чтобы было у Него обиталище в нижних мирах». Этот мир, охваченный духовной тьмой, в котором Б-жественная истина скрыта – именно он станет местом раскрытия Всевышнего в наибольшей силе, он станет Его «обиталищем». Эта гигантская работа делается постепенно, посредством деятельности людей на протяжении многих поколений. Каждой заповедью, выполненной евреем, он очищает и освещает Б-жественным светом часть своего материального тела и часть материального мира. И в итоге мир станет готов к тому, чтобы быть «обиталищем» Всевышнего. Тогда придёт Машиах, настанет полное Избавление, и творение придёт к своей цели.

Теперь вернёмся к законам о работнике. Когда работодатель должен заплатить ему? Это зависит от их изначальной договорённости. Кроме того, работники бывают двух видов. Одни нанимаются на некое время – на день, на месяц и т.д, а другие – «проектные». Они нанимаются для выполнения определённой работы и получают плату только когда она бывает сделана.

Наша работа, деятельность еврейского народа – это не работа подёнщика, получающего деньги в конце дня, сколько бы он ни наработал. Мы «проектные» рабочие. Мы получили задание: сделать этот мир пригодным для обиталища Всевышнего. Это труд не для одного человека, а для всего народа, для многих поколений народа. Когда проект будет завершён, тогда и придёт время вознаграждения. В этом свете понятны слова Мишны от имени рабби Тарфона: «Не тебе кончить работу, но не можешь ты уклониться от неё». В отношении изучения Торы – тебе Всевышний не поручал изучить всю Тору. Сколько изучишь – столько и награды получишь, а точнее: как будешь стараться, такую и награду получишь. А в отношении исполнения заповедей человек – лишь звено в длинной цепи поколений, и великий труд может закончить только весь еврейский народ. Но если ты скажешь: ну, я бесконечно мал по сравнению с численностью всех евреев, ничего не случится, если я отдохну в тени – не так это. Каждый еврей имеет свою миссию, и все эти миссии складываются в большую миссию, и без любой частной миссии она неполна. Как картина работы художника: всегда есть место для ещё одного мазка, без которого она не идеальна для её творца.

До конца года есть ещё время, работа года ещё не кончена. Сейчас месяц элул, время окинуть работу взглядом и внести в неё необходимые исправления. И пусть картина будущего года будет совершенной!

Гут шабес

Шия

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также

Медиа

Лаг ба Омер в Москве. 2023

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11