В среду во второй половине дня я молча присутствовал на похоронах 86-летней жительницы Иерусалима Леи Бидерман. Тело вынесли из дома, где она прожила большую часть жизни, где вместе со своим мужем вырастила и воспитала большую семью, где постоянно проявляла свою доброту.
Дети, многочисленные потомки и друзья семьи провожали ее на вечный покой на вершине Масличной горы, что напротив Храмовой горы, рядом с ее единственной сестрой – моей бабушкой.
Я стоял рядом с домом, в котором не был много лет, и вспоминал минувшее. Я бывал здесь в вечерние часы вместе с сыном покойной, моим ровесником, который – как и я – носит имя отца Леи Бидерман и моей бабушки. Печенье, которое пекли в этом доме, было совершенно необычным, а в гостиной сидел раввин Давид Бидерман, благословенной памяти, и учил Тору с товарищами. Вечерняя учеба дополняла его дневные уроки в ешиве Карлин, где он преподавал молодым. А когда было нужно, он шел в магазин рядом с их домом, чтобы помочь жене: в те годы «магазин тканей Леи Бидерман» был известен иерусалимцам. Там всегда торговали честно и не однажды прощали долг тем, кто не мог заплатить. Я, как и многие жители города, пришел туда с родителями за два-три месяца до бар-мицвы, чтобы найти подходящую ткань для костюма, который сшил портной Йосеф на соседней улице.
Двое сыновей Леи Бидерман, к сожалению, скончались при ее жизни. Но семья Бидерман была глубоко верующими людьми, и их вера отражалась во всех их делах, и они находили утешение в том, чтобы делать добро, принимать гостей и посвящать себя всем нуждающимся. Скромность и терпимость Леи были примером для нас, ее родственников, и для всех, кто знал ее и ее мужа. Многочисленные ангелы, что созданы ее добрыми делами, вознесут ее душу в высоты.
Читайте также