Ровно неделю назад, в пятницу в середине дня, я сидел на деловой встрече в Москве, и мне позвонил шалиах из одного из небольших городов Израиля. Ему стало известно, что семья из Израиля сидит сейчас в аэропорту в Москве, не может вылететь, и им нужна срочная помощь. Я взял у него номер телефона, чтобы выяснить, что можно сделать до начала шабата.
Выяснилось, что речь идёт о родителях с семью детьми. Они возвращались из отпуска в Европе домой, в Израиль, через Москву. Но рейс из Европы в Москву задержался, поэтому на рейс из Москвы в Израиль они не успели. Семья заявила авиакомпании, что рейс через несколько часов, который им предлагают, им совершенно не подходит, потому что заставит их нарушить шабат. Тогда им устроили рейс в Израиль утром в воскресенье. Но что делать сейчас?
Первым делом я успокоил отца, сказав, что всё будет в порядке, и недаром царь Давид сказал в псалмах: «От Г-спода шаги человека» – любая ситуация в жизни направляется Им, и всё к лучшему. Я послал микроавтобус в аэропорт, чтобы забрать эту семью. Тем временем я снял для них недорогой гостиничный номер, организовал доставку кашерной еды на шабат, участие в больших общественных трапезах в синагоге МЕОЦа. Мы старались учитывать их беспокойство, вызванное непривычной ситуацией – незапланированное проведение шабата на чужбине. Мы организовали для них даже экскурсию по Москве на исходе субботы и, разумеется, доставку в аэропорт утром в воскресенье. Семья успокоилась, выразила благодарность общине, позаботившейся о них, и с радостью приготовилась встречать шабат.
А пишу я эти строки из Украины. Сюда я приехал с женой и младшими детьми на бар-мицву моего двоюродного брата, сына раввина р.Винницы, р.Шауля Гуревича. В последние годы добраться из России в Украину стало не очень легко. Лететь на самолёте нужно через третью страну. И мы оказались в ситуации, похожей на ту, что я описал. Рейс из Москвы в Минск вылетел с опозданием, чемоданы в Минске мы получили последними, побежали на рейс в Киев – но компьютер на терминале перестал работать, и так далее и тому подобное. Но работники аэропорта проявили доброжелательность и согласились впустить нас в самолёт, который ради нас задержался. Мы приземлились в Киеве радостными, но усталыми и голодными. И тут оказалось, что наш киевский друг заехал за нами и привёз прямо в еврейский ресторан, где заказал для нас еду за свой счёт.
Когда мы немного успокоились, я вспомнил слова моей мамы, которые она повторяла мне с детства: «Шиеле, запомни! То, что мы делаем для других – делаем в то же время и для себя». Так и вышло: то, что я удостоился сделать для еврейской семьи в аэропорту в прошлую пятницу, сделали на этой неделе в аэропорту для моей семьи: подвозка, накрытый стол в ресторане, самолёт, который дожидался нас. Доброта, которую могут проявить люди, даже самые добрые, ограничена, но доброта Всевышнего не имеет пределов. Когда Он воздаёт добром, Он не ограничен никакими рамками. И мы должны стремиться подражать в этом Ему. Так мы читали на этой неделе в «Тании» (Игерет ѓа-кодеш, 10): «Надо стремиться проявлять доброту, подобную доброте Всевышнего, не имеющей предела – чтобы пробудить по отношению к нам высшее милосердие, также не имеющее предела, о котором сказано: «Ибо не кончается милосердие Его» (Эйха)».
Когда проявляют доброту к другим людям без дальнейших расчётов, видят осуществление того, о чём пишет Раши в нашей недельной главе: «Сказал Всевышний: если ты будешь радовать Моих, Я буду радовать твоих». «Мои» – те, кому нужна помощь, кто полагается на Всевышнего. И если мы будем помогать таким людям, Всевышний поможет нашим домочадцам, дав им здоровье, заработок, мир в семье – то, что делает нас действительно счастливыми.
Давайте используем все возможности, чтобы порадовать тех, кого Всевышний назвал «Моими».
Гут шабес
Шия