«Хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам» – таково жизненное кредо одессита, который, несмотря на все трудности, добился больших успехов в «чужих» уголках мира. О философии своего бизнеса нам рассказал главный директор компании по производству религиозной атрибутики «David Roytman Luxury Judaica» Дэвид Ройтман.
Расскажите о своем детстве и почему уехали в Израиль?
Я родился в городе-герое Одессе в 1979 году. В одиннадцать лет впервые попал в синагогу, где раввином был Ишайя Гиссер. Именно туда я позже пошел учиться, бросив обычную школу. В советские времена тяжело было следовать еврейским традициям. К примеру, чтобы приготовить кошерную курицу, ее надо было сначала купить на рынке, принести в синагогу, порезать и общипать, дома откошеровать духовку и на одноразовой, взятой у раввина фольге, приготовить ее. Все это было безумием.
Однажды я узнал, что посланник Ребе в СССР Изя Коган, который позже стал раввином синагоги на Бронной, собирает группу чернобыльских детей, куда включил и меня. Мне сделали советский паспорт с черно-белой фотографией, на который я изображен в кипе. Он до сих пор хранится. Так у меня появился первый загранпаспорт. И 6 ноября 1990 года из Шереметьево я улетел в Израиль. Первые восемь лет обучался в ешиве и мечтал о спецназе. Но для того, чтобы туда попасть, нужно было иметь свидетельство о среднем образовании. И я поступил в одно из трех самых элитных учреждений – школу Рене Кассен. Я пришел в середине 11 класса, за полтора года нагнал программу 12 лет и получил аттестат. Позже прошел годичный отборочный тур в подразделение, о котором мечтал, и попал. Я стал там первым русским солдатом-одиночкой. Это был трудный период в жизни как физически, так и морально.
Каковы были первые шаги в бизнесе?
После армии я поехал посланником молодежного движения в Нью-Йорк и создал первый русскоязычный американский Таглит. На базе Таглита в 2002 году организовал молодежное движение Ezra, построил школу мадрихов, которая затем распространилась сначала по всей Америке, а позже в Канаде, Германии и СНГ. Так мы стали международной молодежной структурой. В общей сложности за эти годы мы привезли в Израиль более 30 тысяч молодых ребят. Мы прошли долгий путь и много чего сделали, например, первые начали проводить русскоязычные кошерные поездки по всему миру: от Южной Африки до Аргентины.
Два года назад я ушел в предпринимательство, а в Ezra сегодня больше помогаю. Я все еще формально являюсь руководителем организации, но больше времени уделяю своему бизнесу.
Какова была цель Таглита? Каким хотели показать Израиль?
Я считал ситуацию с русскоязычной еврейской молодежью- «тихой катастрофой». Кстати, этот термин был придуман мной, и сейчас уже широко используется. Количество исчезающих сегодня евреев сопоставимо с физическим истреблением людей во время Второй мировой войны. Но об этом не так кричат. На самом деле мы просто исчезаем. Одна из причин этого заключается в том, что только советские евреи были отрезаны от еврейства на протяжении трех поколений. И я искренне полагал, что наше поколение не станет вдруг супер религиозным, как бы не работал Хабад и все остальные организации вместе взятые, даже если бюджет увеличится в сто раз. И я думал, что самое важное – дать шанс, то есть продлить этнически нашу группу хотя бы на одно поколение. Я считал, что такой проект как Таглит и то, что мы называем молодежным движением, в больших цифрах действительно дает такую возможность. Ведь мы везли людей такого возраста, в котором завязываются отношения, дружба, создаются семьи. И это получилось. Тем самым мы как бы «отсрочили» ассимиляцию на одно поколение. Молодежь, которая погрузилась и встретилась в еврейской атмосфере, вероятнее всего, захочет, чтобы и их дети познакомились с еврейским миром, отправит их в еврейский садик и школу. А мы, тем временем, возьмем себе не только «передышку» на одно поколение, но и больше шансов, что эти дети будут ближе к еврейскому народу и традициям. Это была концепция. Сама идея была показать Израиль и еврейский мир так, чтобы, во-первых, убрать существующий негатив к национальным традициям, а, во-вторых, чтобы ребята уехали домой с огромным количеством вопросов. Другими словами, это была попытка показать на эмоциональном и культурном уровнях, насколько еврейство может быть привлекательным и позитивным, и сломать отрицательный имидж.
То есть с бизнесом Вы неразрывно связаны еще с начала 2000-х?
Ezra был не бизнес, а образовательная карьера. Я создал эту организацию, а потом стал ее директором. И лишь пару лет назад я занялся своим бизнесом. Сегодня у нас есть группа компаний, часть из которых мои личные, а часть – совместно с партнерами. Мое любимое и родное направление – это «David Roytman Luxury Judaica», потому что это не просто бизнес ради зарабатывания денег, за ним стоит целая философия. Меня всегда возмущало, что люди носят костюмы за $10 000, а кипу надевают за 2 копейки. Тогда пришла идея создать дизайнерскую линию. Я с детства рисую и увлекаюсь дизайном, поэтому я сам спроектировал модели, нанял мастеров, нашел инвесторов. Так мы открыли свое производство. Сегодня мы – первая дизайнерская линия иудаики в мире, которую еще называют «еврейский Луи Виттон». Наша идея очень интересна и тем, что мы преодолевали много барьеров, в том числе, ментальных, потому что многие говорили, что никто не купит кипу за $200, а не так давно наша кипа продалась с аукциона за $250. И по всему миру наша продукция пользуется спросом.
В основном покупают для себя или в подарок?
Атрибутика приобретается как для себя, так и кому-то, потому что, безусловно, это очень хороший презент. Есть и отдельная ценовая категория, вписывающаяся в $100-200, сумму, которую, как правило, готовы потратить на подарок.
Каким образом Вы реализуете продукцию?
Наши товары представлены в магазинах Иерусалима, Манхеттена, Лондона, Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы и Киева. Сейчас расширяем сеть в Риге, Астане и Торонто. Также на нашем официальном сайте есть прекрасная галерея, видеоролики и фотографии, и можно онлайн приобрести товары по всему миру.
В еврейский мир входит ограниченное количество людей, и мы стали настолько известным брендом, что когда я приезжаю куда-нибудь, меня уже не спрашивают, как дела-семья, а все интересуются, как развивается проект.
Кипа от Вашего бренда – произведение искусства?
Каждая кипа производится вручную, мастер может делать максимум от трех до четырех в день. На разработку лекала для первой кипы у нас ушло месяца три. При изготовлении продукции мы используем лазерную гравировку для нанесения орнамента, этого никто никогда раньше не делал. Мы разработали собственный аромат и каждую кипу мы обрызгиваем духами, которые производим в Иерусалиме.
Какие Ваши любимые места в Израиле?
Иерусалим – очень родное место для меня. Я эмоциональный человек, и меня переполняет чувствами от осознания того, что я гуляю по улицам, по которым люди ходили три раза в год, поднимаясь в Храм, и в том городе, куда две тысячи лет мои предки мечтали вернуться и просили об этом каждый день в молитве. Я много ездил по миру и видел много красивых мест, но к ним все равно привыкаешь через два-три дня. А в Иерусалиме я живу уже столько лет и каждый день у меня воодушевленно бьется сердце.
Автор: Анастасия Бойко, Ханна Шемеш
Дэвид!
Поздравляю!
Все что Вы рассказали-это просто здорово!
Так держать!