Как говорят самокритичные россияне, только у них, в самой большой стране мира, “ага” используют вместо “спасибо”, “ой” – вместо “извините”, а хлеб – вместо второго столового прибора. Поверим им на слово, в конце концов, действительно, поговорка “спасибом сыт не будешь” гораздо популярне, чем затерявшаяся в Дале “своего спасиба не жалей, а чужого не жди”. К тому же из этого спасиба, как опять же известно, ни шубы не пошьешь, ни шапки. Короче, согласно российскому фолклеру, спасибо – вещь несытная и в холодном климате вообще бесполезная.
Вот в Америке, скажем, существует культура изъявления благодарности. Как в сфере корпоративного существования, так и на уровне бытового соприкосновения человеческих особей: соседей, друзей и даже родственников. Можно, конечно, говорить о формализме этой культуры, об отсутствии искренней душевности в этих tokens of appreciation, так же, как в их пресловутых американских улыбках, но знаете, как по мне, так лучше дежурная улыбка, чем дежурное хамство. То же относится и к изъявлению благодарности. Идея эта заложена, наверное, в самом историческом фундаменте американского общества. Здесь не празднуют День рыбака или День полиции, но отмечают всенародно День Благодарения в память о спасении первых колонистов, прибывших в Новый Свет, чтобы обрести здесь религиозную свободу.
В 2013 году День Благодарения выпадает на Хануку. Такое случается крайне редко, но у этих праздников есть много общего. Ханука это тоже праздник обретения религиозной независимости, который был установлен нашими мудрецами, “чтобы благодарить и восхвалять” того, Кто даровал спасение. А идея благодарности (и его изъявления) лежит краеугольным камнем в фундаменте всего иудаизма. Даже само название, иудаизм (от названия колена Йеуды, давшего название Иудейскому царству), происходит от глагола леодот, благодарить.
Правда для миллионов индеек в Хануку все обходится благополучно. Их никто не ест, так как в этот праздник главное не пирушка, а молитвы и зажигание свечей в память о ханукальном чуде. Вернее, о чудесах, потому что их было несколько и они были принципиально разными. Собственно, слова “благодарить и восхвалять” тоже говорят о разных чудесах. Восхвалять – за явные чудеса, выходящие за рамки законов природы. Таким было чудо восьмидневного горения масла в Храмовой меноре. Благодарить – за чудеса, которые, вроде бы, физических законов не нарушают, но при этом не менее “чудесны”, хоть и оставляют сильно нежелающим возможность не разглядеть за ширмою естественного хода вещей руку Кукловода. Таким было чудо военной победы “слабых над сильными” и “немногих над многочисленными”, а также само чудо обнаружения неоскверненного масла…
Самые первые слова, которые человек должен произносить ежедневно по пробуждении (а, согласно Каббале, первые произнесенные слова определяют образ воссоединения души с пробудившимся телом и то, как сложится потом день), – это слова благодарности за “рутинное” чудо ежеутреннего воскресения, благодарности тому, Кто дарует ему еще один день жизни. Недостаточно лишь чувствовать эту благодарность, нужно ее высказывать. Высказывать благодарность Творцу, которому, конечно, и без того ведомы наши чувства, и уж тем более высказывать благодарность людям, не полагаясь на “ага”. Даже если смысл этого умолчания: само собой разумеется, что я благодарен.
Такое “само собой” находится в одном шагу от “само собой разумеется, что мне это были должны”. Говоря спасибо – Б-гу или людям – мы признаем (а в еврейском языке признание – омоним благодарности), что не ощущаем себя центром вселенной, которому все что-то должны. И тогда, получая добро, мы можем радоватья этому, как чуду: будь то утренний завтрак, приготовленный супругом, или утренний восход Солнца, вновь устроенный Творцом.
Не нужно лишать себя этой каждодневной радости. Ага?
Раввин Эли Коган
Источник: ru.chabad.org
Читайте также