Псой Короленко, акын, бодисингер и современный скоморох – так пишут об этом человеке в прессе. Это правильно, но не совсем точно, так как Псой еще и, на мой взгляд, мультифилолог, т.е. человек владеющий не только разными языками, но и умеющий их соединить в единый понятный всем текст. Я слушала его песни ( пока о музыкальной части его выступления не говорю) и на память мне пришла давнишняя филологическая шутка. По-моему, она даже была предметом серьезного научного анализа. Вот текст: «Глокая куздра штека будланула бокра и курдячит бокренка». Это фраза составлена по всем правилам русского языка, но является просто набором искусственно созданных слов, кроме союза «и». Тем не менее, эмоциональный смысл фразы понятен любому: «Кто-то злой обижает кого-то и его ребенка» – вот примерный перевод. Псой Короленко в своих песнях соединяет идиш, русский, английский так, что получается та самая «глокая куздра», которая понятна всем. Вот такой языковой коктейль предложил зрителям артист. Псой один из немногих, кто продолжает сочинять песни на идише, продлевая тем самым ему жизнь. Я несколько раз была на его клубных выступлениях, где 99% зрителей – молодежь. На концерте в МЕОЦ зрители услышали и очень известные песни советских композиторов, но на идише: «Мой адрес Советский Союз», «Мгновения», «Голубой вагон» и др. Псой спел несколько вариантов еврейской песни «Ба мир бисту шейн» на идище и на английском. На русском существуют три самых известных варианта: «В кейптаунском порту», «Старушка не спеша дорогу перешла» и «Барон фон дер Пшик». Свое выступление артист сопровождал собственным аккомпанементом на рояле, вполне профессиональном надо сказать.Я уловила один момент. Он начал петь, а тональность оказалась неудобной. В несколько аккордов Псой перестроился на другую тональность. Это звучало как проигрыш, слушатели не заметили. Такие тонкости подвластны достаточно профессиональным музыкантам.После выступления Псоя Короленко сцена перешла в руки Геннадия Цыпина – джазового мультимузыканта. Клавишные, духовые, ударные. Цыпин – лауреат многих музыкальных конкурсов. Композитор. Великолепный импровизатор. На этом вечере Геннадий играл «всего» на четырех инструментах: рояль, синтезатор, духовой медиаконтроллер (это единственный из электронных инструментов, который способен передавать дыхание исполнителя, – то, чего не может сделать ни один синтезатор) и что-то еще, чему названия я не знаю. Музыкант играл собственные композиции на еврейские темы. Знаменитая «Аидише мама» из грустной еврейской песни превратилась в музыкально-философскую притчу. Тончайшие переходы от прямого музыкального цитирования к богатой джазовой обработке темы, переходы от медленного и задумчивого духового звучания к стремительным фортепьянным пассажам, жесткий электронный звук синтезатора с ярко выраженной ударной группой и снова чистая мелодия, звучащая как человеческий голос… Это было потрясающе! Зал дождался, пока смолкнет последняя самая тихая нота, несколько мгновений абсолютной тишины, аплодисменты.И вот на сцене Георгий Мельский. Режисёр, актёр, певец, кинодокументалист, активный пропагандист, в хорошем понимании этого слова, еврейского искусства. Созданный им театр «Фрейлехс» собирал переполненные залы в бурно-застойное советское время. Поскольку Георгий Мельский актер «синтетический» – на сцене он рассказывал, пел, танцевал. Выяснилось, что когда на телевидение в 1984 году снимался фильм «Тевье-молочник» с Ульяновым в главной роли, после которой он стал «главным евреем Советского Союза», фильм все время начальство пыталось закрыть. Ульянов и Мельский обивали все известные им пороги. В результате кино не только сняли, но и показали по ЦТ. Мельский играл в нем роль рассказчика.Очень душевно и трогательно прозвучала песня о шлимазл. В переводе с идиша – шлимазл это недотепа, неудачник. В более мягком варианте – это человек, непохожий на других. Вот о таких «непохожи», на которых и держится этот мир, и пел Георгий, а не экране демонстрировались фотографии тех, кто так подходит под это определение: Михоэлс, Эйнштейн, Ульянов, Чарли Чаплин, Леонов, Шолом Алейхем…Прекрасный актер Георгий Мельский подарил нашим зрителям небольшой, но цельный моно-спектакль. На сцене был настоящий артист и не почувствовать это было невозможно… «Амфитеатр» долго аплодировал и требовал продолжения, но, к сожалению, есть временные рамки.Закончился концерт, закончился и День открытых дверей в МЕОЦ. Следующий такой праздник будет через год. В течение всего этого года Вас, дорогие посетители нашего центра, будут радовать новыми встречами с артистами, писателями, музыкантами. Много интересных культурных, образовательных и развлекательных программ для детей и взрослых разработаны в МЕОЦ. Приходите в Интернет и библиотеку. Занимайтесь спортом. Празднуйте дни рождения в нашем ресторане. Мы всегда рады Вам!L
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 16 дней
до 10 Кислева -
24 Хешвана
578525 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
День открытых дверей в МЕОЦ закончился концертом еврейской песни
Главная / День открытых дверей в МЕОЦ закончился концертом еврейской песни