В главе Торы “Трума” описывается устройство храмовой Меноры – золотого семисвечника, ветви которого были украшены чашеобразными украшениями. В книге “Яд Хазака” Рамбам пишет: “Чашечки Меноры были подобны александрийским бокалам, уста которых широки, а бока – узки”. В своей рукописи (комментарий к Мишне), где есть авторский рисунок Меноры, Рамбам изображает это необычным образом: чашечки повернуты своей широкой частью (устами) вниз, тогда как узкая их часть – донышко – смотрит вверх, как у перевернутого бокала!
Хотя сам Рамбам пишет, что он хотел показать в своем рисунке лишь общую форму Меноры – “сколько было чашечек… и в каких местах” – и что не следует видеть в нем точное изображение их формы, однако это не причина, чтобы изобразить их перевернутыми! Из этого следует, что, согласно мнению Рамбама, – то ли в соответствии с традицией, передававшейся из поколения в поколение, а возможно, в соответствии с Мидрашем, не дошедшим до нас, – чашечки помещались на Меноре именно таким образом.
Почему чашечки на Меноре были перевернуты? Ведь есть правило, что “все в заповедях употребляется так, как растет” (это относится к растениям, но распространяется и на все прочее). Это правило выводится из того, что столбы в Мишкане (переносном Храме, которым пользовались евреи в пустыне) “стояли так, как они (деревья, из которых они сделаны) растут”: низ находился внизу, а верх – сверху. Почему же чашечки Меноры расположены иначе, с точностью до наоборот: перевернуты таким необычным образом? Объяснение этого связано с другим необычным явлением, наблюдавшимся в Храме. Речь идет о храмовых окнах…
Вот что говорит Всевышний в Торе о свете Меноры: “Я не нуждаюсь в ее свете… он – свидетельство для всех обитателей мира о том, что Шехина (Б-жественное проявление) пребывает в Израиле”. Свет Меноры не служил источником освещения Мишкана, а позднее – Храма. Этот свет должен был быть знамением для евреев и доказательством для остальных наций мира, что Всевышний пребывает в среде нашего народа. Поэтому окна в Храме были “сквозными, но закрытыми” – снаружи они были широкими (сквозными), а внутри – узкими (закрытыми).
Обычно окна делали так, что внутри они шире, чем снаружи, чтобы свет, попадающий внутрь, рассеивался по комнате. Но в Храме окна были изнутри уже и расширялись наружу, чтобы свет исходил из него и освещал мир. Тот же принцип соблюдается и с чашечками Меноры.
Рабейну Бехайе объясняет: так как чашечка – “сосуд, способный нечто вмещать в себе, и служит для того, чтобы поить и утолять жажду”, чашечки Меноры являются намеком на “небесные сферы, которые получают высшие силы и изливают влияние, передают силы нижнему миру”. Здесь подчеркивается, что высшее влияет на то, что низко, поит и утоляет его жажду.
Назначение чашки вовсе не в том, что она способна служить вместилищем жидкости, ведь для этого, пожалуй, лучше подошла бы бочка или даже цистерна! С помощью чашки вода или какой-либо другой напиток попадают из бочки или из родника к человеку. Человек может пить из нее и утолить жажду.
Поэтому широкое отверстие чашечек Меноры смотрело вниз, а их сужающиеся донышко – вверх. Это показывает, что они изливают обильное влияние на физический мир и насыщают его. Более того: ведь свет должен дойти до “обитателей мира”, а они (в духовном смысле) ниже Храма. Поэтому чашечки выполнены в том же стиле, что и окна Храма – расширяющиеся в сторону того, кому собираются передать Б- жественную силу и благословения.
В этом есть практический урок для нас с вами.
В служении человека Всевышнему необходимо оказывать влияние на других евреев, ведь цель всего служения – “сделать Ему, Благословенному, жилище в нижнем, физическом мире”. Поэтому, выполняя эту задачу, каждый из нас должен как бы “расширяться книзу”, то есть проникнуться безграничной любовью к другому еврею. А если нам показалось, что наш соплеменник “слишком низко пал в своей бездуховности”, то в таком случае вышесказанное верно вдвойне! Ведь назначение чашечек – поить и давать свет тому, что находится низко, светить наружу. Для этого мы должны изменить свою натуру, выйти за границы себя и своих привычек – “вопреки тому, как они растут естественным образом”. И тогда само собой получится, что окна вашего дома станут “сквозными, но закрытыми” – узкими внутри и расширяющимися наружу, сделанными так, чтобы отдавать свет!
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
Обработка и перевод Д. Б. Байтмана