Это происходит практически каждый год: в полдень накануне Хануки я получаю сообщение о зажжении первой ханукальной свечи в центре Биробиджана. Раввин Эфраим Колпак, как и его предшественник на этом посту раввин Элиягу Рис, сообщает мне, что в их городе уже зажжены ханукальные свечи. Евреи Биробиджана встречают чудесный праздник первыми на земном шаре.
Но в тот день друг прислал мне сообщение из Австралии: «Мы зажгли первыми в мире!» Я проверил и посчитал: нет, хотя в Австралии время опережает биробиджанское, закат там происходит зимой позже! Значит, именно Россия на своей восточной окраине открывает праздник, зажигая первую свечу.
Кто зажег первым в России (и даже первым в мире), мы уже поняли. А кто зажег последним в России? Кто завершил праздник Хануки, последним поставив восьмую ханукальную свечу? Калининград, без сомнения, самая западная окраина России. И сделал это мой сын Авреми, шалиах в Калининграде, и его община.
Биробиджанский раввин Колпак рассказал мне о достижении этого года: электрические ханукальные светильники были поставлены у главных входов в правительственные здания в Биробиджане. Праздник увидели десятки тысяч жителей города, а руководство области выразило свою признательность еврейской общине за ее деятельность на благо жителей области. Я подумал: Сталин наверняка не думал о таком «пирсума ниса» – прославлении чуда, когда основывал на Дальнем Востоке Еврейскую автономную область.
Читайте также