“Итак, вы жените старшего сына. Давайте я расскажу вам интересную историю. Когда ваш дедушка впервые приехал в США на свадьбу своего сына, учившегося в ешиве Ребе и нашедшего невесту в США, ваш дедушка использовал эту возможность, чтобы попасть на “ехидус” к Ребе. Тот расспросил о его семье в Иерусалиме и о его житье. Дедушка сказал, что у него двенадцать детей. “Как у праотца Яакова”, сказал Ребе. Дедушка был польщён сравнением. “Только с одной разницей: сыновья Яакова были от четырёх жён, а мои – от одной моей супруги”. Ребе широко улыбнулся и благословил дедушку. Через год у дедушки родилась ещё дочь. Вы знаете, что у праотца Яакова, кроме двенадцати сыновей, была ещё и дочь Дина”.
Эту историю рассказал нам друг нашей семьи неделю назад, когда мы были на свадьбе нашего старшего сына.
В процессе ежедневного изучения Рамбама по постановлению Ребе мы учили на этой неделе законы бракосочетания. Рамбам постановляет: “Запрещено проводить свадьбу в шабат, и даже в холь ѓа-моэд не проводят свадьбы, чтобы не смешивать радость праздника с радостью свадьбы, как сказано в недельной главе “Вайеце”: “Пусть закончится неделя радости после свадьбы с первой моей дочерью, и тогда я отдам тебе и вторую мою дочь”.
Яаков хотел жениться на Рахели, младшей дочери Лавана-арамейца. Лаван ставит условие: работать на него семь лет. Яаков вложил все силы в работу и сумел существенно увеличить состояние своего будущего тестя. Но в день свадьбы Лаван обманывает Яакова и вводит к нему старшую дочь Лею вместо младшей Рахели. Яаков не уступает и требует справедливости: свадьбы с Рахелью, которую он любит. Лаван отвечает: Я согласен, но потом ты должен отработать на меня ещё семь лет, ведь теперь ты женат на двух моих дочерях. И ещё: вторую свадьбу сыграем только после того, как закончится празднование первой свадьбы, послесвадебная неделя.
Известен вопрос: как говорят наши мудрецы, праотцы исполняли всю Тору ещё до того, как она была дана на Синае. Тора запрещает жениться на двух сёстрах одновременно. Как же Яаков сделал это?
И ещё: не выводят законы из событий, произошедших до дарования Торы. Как же Рамбам выводит правило “не смешивают одну радость с другой” из истории свадьбы Яакова?
Несколько недель назад мы читали в Торе о трёх ангелах, пришедших навестить Авраѓама на третий день после его обрезания. Авраѓам старался угостить гостей как можно лучше, подал им молоко и вкусное мясо. Как же он подал гостям молоко и мясо вместе, если он исполнял все законы Торы?
Один из моих друзей дал на это хороший ответ. Положим, Авраѓам по доброй воле исполнял законы Торы. Но ведь сказано в тексте: “он стоял возле них под деревом, а они ели”. Никто другой в мире ни по доброй воле, ни по закону не был обязан разделять мясо и молоко. Авраѓам мог принимать на себя любые ограничения – но не навязывать их другим!
Так же и Яаков. Тора запрещает жениться на двух сёстрах одновременно. Однако это лишь личное решение Яакова, ведь Тора ещё не была для него законом. А вот обижать женщину – то ли выгонять Лею с позором, то ли нарушать обещание, данное Рахели – это запрещают законы морали. А “мораль предшествовала Торе”. Яаков мог принимать на себя любые ограничения – но не тогда, когда это вредит другим!
Можно ответить и на вопрос “как можно выводить законы из произошедшего до дарования Торы”. Можно – если это не просто ритуальные заповеди, а законы морали и человеческого поведения. Рамбам видит в правиле “не смешивают одну радость с другой” психологическую норму, помогающую глубже переживать радость. А эту норму можно выводить из любого поступка праотцев.
*
Все мы хотим усилить нашу связь с Всевышним и полнее погрузиться в духовность. Но помните: делать это нужно только за наш собственный счёт. Желаете пожертвовать часами сна ради изучения Торы? А как вы завтра будете работать и выполнять свои обязанности перед обществом? Желаете ограничить себя в определённой пище? А как будет чувствовать себя мама, готовившая её с любовью? Не желаете смотреть на некашерных животных? А как же обещание сводить детей в зоопарк?
Хорошие качества характера, добрые отношения с окружающими вас людьми важнее ваших личных “хумрот”.
Гут шабес
Шия
Читайте также