Из рисунка, как из детского так и из взрослого, можно узнать довольно много. Единственная сложность в том, что влиять на него могут очень многие факторы, например, недавнее впечатление, о котором смотрящий на рисунок может не знать. Поэтому важно не быть так уверенными в своих интерпретациях, а лучше всего уточнить что-то у самого ребенка.
В качестве примера можно привести историю, увиденную мной в группе детского сада.
Девочка 4-5 лет, сидела вечером в группе. Дело происходило зимой. У нее на столе были краски и бумага, она методично закрашивала лист черным цветом. Наверное, многие знают, что черный цвет в диагностике ничего хорошего не обозначает. И впору испугаться за состояние ребенка, но я просто спросила, что она рисует. Оказалось, что она рисует небо, которое видит сейчас из окна. А поскольку зима и вечер – небо практически черное. Вот и вся “ужасающая” тайна. Ребенку НЕ плохо, он НЕ страдает, просто рисует то, что видит, осваивает окружающий мир. Формирует представление о том, что небо иногда бывает черным.
Теперь, после такого предостережения, можно сказать и о некоторых критериях оценки и символах, которые могут встретиться в рисунке.
Для начала важно посмотреть на размер и расположение рисунка на листе. Для маленького ребенка нормально, чтобы рисунок занимал большую часть листа. Чем старше ребенок тем важнее становится соблюдение пропорций. Если на листе он кажется маленьким и расположен внизу, это говорит о низкой самооценке и неуверенности в себе. Наличие на рисунке рамки может говорить о тревожности ребенка и его потребности в границах.
Также важно посмотреть, как проведены линии на рисунке: тонко и прерывисто или ярко с сильным нажимом. Это тоже говорит о состоянии и психологических особенностях, но и просто о развитии руки. Если же это не связано со слабостью руки, то тонкие прерывистые линии скорее всего свидетельствуют о неуверенности, тревожности. Сильный нажим может быть знаком раздражения.
Очень важно, конечно, кто или что нарисовано. Как несложно догадаться, что всяческие рога, клыки, когти и прочее интерпретируют чаще всего как агрессию. Но это вовсе не значит, что рисовать монстров вредно или опасно, часто нарисованный монстр является для ребенка способом встретиться со своими страхами или агрессией и преодолеть их. Слишком большие головы и глаза, говорят об инфантильности рисующего.
Руки считают символом коммуникативных навыков и способностей. Если рук нет совсем или они спрятаны за спиной, можно предположить, что ребенок застенчив и испытывает сложности при установлении контактов.
Ноги могут говорить о том, насколько устойчиво чувствует себя ребенок, есть ли ему на что опереться в эмоциональном плане, ощущает ли он поддержку или чувствует, что одинок и брошен. Соответственно, если ноги выглядят неустойчивыми или слишком непропорциональны по отношению у телу, скорее всего с ощущением поддержки и устойчивости у ребенка все сложно.
И, наконец, цвета, которые используют дети при рисовании. Причины использования ребенком того или иного цвета могут быть столь разнообразны, что желательно воздерживаться от искушения давать однозначную интерпретацию цветового решения детского рисунка. Каждый ребенок обладает интуитивным, спонтанным и сугубо индивидуальным чувством цвета, и часто его видение и ощущение цветов совсем не совпадают с признанной среди психологов. Существуют также культурные отличия и яркие эмоциональные впечатления, которые могли повлиять на выбор цвета.
Есть, конечно, некоторые сформулированные психологами характеристики цветов, их несложно найти в интернете (цветовой тест Люшера) или можно почитать в различные методических пособиях для психологов, но всегда стоит спросить ребенка, на что ему кажется похожим тот или иной цвет. Ведь может оказаться, что как в примере в начале статьи, ребенок просто так увидел что-то в окружающей его среде.
Ну и самое сложноуловимое – это ваше впечатление от рисунка. Бывает, что и цвета вроде яркие и теплые, и рисунок на пасторальную тему, и детали все в порядке, а смотришь и становится грустно или страшно. Вот тогда надо с ребенком о рисунке разговаривать. Пытаться понять, что же он думал, вспоминал или представлял пока рисовал.
Важно понимать, что если вы заметили что-то тревожное в рисунках своего ребенка, бессмысленно отучать его так рисовать, ведь тогда просто изменится способ, а не уйдет проблема. Важно искать причину и справляться с ней.