Много лет назад один гость, приехавший в Москву на короткое время из Иерусалима, побудил меня к действию. Он обратил моё внимание на то, что следует публиковать время окончания Крият Шма и время окончания чтения Шмоне-эсре здесь, в Москве — как это принято во многих еврейских общинах по всему миру.
Поскольку незадолго до этого у меня уже возникла идея распространять расписание начала и окончания Шабата и праздников в рамках выпуска новостей «Еврейское время Москвы» — в рамках моей деятельности как габая Центральной синагоги, — я присоединил и эту идею к проекту. С тех пор каждый месяц на разных платформах публикуются эти времена, вместе с расписанием молитв в Центральной синагоге и другими сезонными публикациями.
Что такое окончание времени Крият Шма? Согласно ѓалахе, утреннее Шма нужно читать до конца третьего «временного часа» дня. «Временной час» – это одна двенадцатая часть светового дня. Зимой он меньше шестидесяти минут, летом – больше шестидесяти минут. Евреи России следуют мнению Алтер Ребе и Виленского Гаона, согласно которому световой день начинается с восходом солнца (ѓенец ѓа-хама) и заканчивается с закатом, этот промежуток времени делится на двенадцать – и получаем длительность «временного часа» в минутах.
К сожалению, многие до сих пор не осознают, насколько важно читать Крият Шма вовремя. А ведь это заповедь, основа которой — из Торы, как сказано: «И говори их… когда ложишься и когда встаёшь». Вот картина, которую я видел каждое утро в детстве: мой отец стоит у окна, мелодично произносит утренние благословения, а сразу после — читает Крият Шма.
Несколько дней назад один уважаемый еврей обратил моё внимание, что в летний период ежемесячная публикация уже недостаточна. Ведь восход солнца сейчас примерно в 3:30 утра, и, как следствие, время окончания Крият Шма наступает очень рано — около 8:00 утра. Нужно проснуться, прочитать утренние благословения и Шма до этого времени! В тех случаях, когда общественная молитва происходит по отношению к этому времени поздно, каждый должен самостоятельно прочитать Крият Шма до молитвы – все три отрывка. А по хабадскому обычаю, в конце добавляют слова «Я Б-г ваш, Я Б-г ваш, Истина» — чтобы довести общее количество слов до 248 (по числу органов тела).
И вот я обратился к своему брату Йоси, который оформляет объявления для нужд нашей общины, с просьбой подготовить несколько вариантов для новой кампании: еженедельная публикация с указанием времени, до которого можно читать Крият Шма на этой неделе. Я очень надеюсь, что это приведёт к пробуждению осознанности об этой важной заповеди.
У меня также возникла идея добавлять короткий текст на иврите и на русском о важности своевременного чтения утреннего Крият Шма. Вот один из отрывков, который я нашёл и собираюсь включить в публикацию, начиная с ближайшего воскресенья.
*
В Зоѓаре рассказывается, что когда рав Йеѓуда и рав Йоси пришли к Янука, тот не захотел приблизиться к ним, так как почувствовал по запаху их одежд, что они не прочли Крият Шма вовремя, а тот, кто не говорит Крият Шма вовремя, отлучен Небесами. Когда они это услышали, они благословили его и объяснили, что не сказали Крият Шма, потому что были заняты заботами о женихе и невесте — а тот, кто занят исполнением заповеди, освобождён от другой заповеди.
Но возникает вопрос: раз они были освобождены от заповеди – как Янука почувствовал по запаху их одежд, что они не прочли Крият Шма?
Объяснение таково: хотя они действительно были освобождены от заповеди Крият Шма, но не достигли общего принятия ига царства небесного, ведь это происходит только через Крият Шма – поскольку оно является всеобъемлющей заповедью, подобно тшуве.
(Алтер Ребе. Сефер ѓа-маамарим 5562 г.)