«Что общего между главой Вайехи, главой Шмот и праздником Ханука?» – спросил р. Авраѓам Резников, стоя у ковчега со свитками Торы, и начал свой ежедневный урок. Я заинтересовался: а действительно, что между ними общего?
Это было около двух недель назад в Святой Земле. Я сопровождал родственника на ежегодное обследование в медицинском центре «Ихилов» в Тель-Авиве. Этот человек пожертвовал почку тяжелобольному еврею, спасая ему жизнь, и по медицинскому протоколу донор проходит плановый осмотр каждый год или два. А поскольку этот донор живет в Иерусалиме и машины не имеет, мне выпала честь его подвезти. Когда пришло время молитвы минха, мы оба направились в синагогу на втором этаже медицинского центра, и до начала молитвы я занялся своей учебой. Но вопрос р. Резникова отвлек мое внимание. Я начал слушать, однако из его слов я сделал вывод, отличный от того, что он хотел сказать. И такое бывает на уроках!
Всё это было в четверг перед Шабатом главы Шмот. В воскресенье после этого меня снова попросили поехать в Тель-Авив – привезти того же донора для завершения обследования, которое не удалось закончить в четверг. И снова я пришел в синагогу. Раввин Резников приветствовал меня словами «шалом алейхем». Поскольку я видел, что у него есть время, я сказал ему, как понравились мне его слова в четверг, и что я даже повторил их в проповеди между встречей Шабата и вечерней молитвой в одной из синагог нашей страны. «Я привел их от имени автора», – отметил я. Мы же помним: «Приводящий слова от имени того, кто сказал их, приносит избавление в мир».
А сказал р. Резников вот что. В главе Вайехи написано «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет, Яаков и его сыновья». А в начале главы Шмот написано «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет с Яаковом, каждый со своим домом пришли». Добавление «каждый со своим домом» сделано именно в главе Шмот. А где мы ещё встречаем слова «каждый со своим домом (иш у-вейто)»? Правильно, в описании законов Хануки в Талмуде! «Заповедь Хануки – светильник для каждого и его дома (иш у-вейто)».
Так вот. Пока Яаков не включал Йосефа в список своей семьи – то есть до того, как он спустился в Египет – это еще не было полноценным «домом». Ведь Йосеф жил совсем не так, как привык жить Яаков. Один – пастух с рождения, а другой – первый министр Египта, одетый в египетские одежды и говорящий на египетском языке. Но «Яаков и его сыновья», пришедшие в Египет, не смогли быть «домом», потому что Йосеф не был с ними и они не считали его своим! И лишь когда после всех событий главы Вайехи примирились Йосеф с братьями, а Яаков благословил их всех, получился «человек и его дом».
Я же сделал из слов р. Резникова прямо противоположный вывод. Именно после того, как праотец Яаков прибыл в Египет и увидел, что Йосеф, несмотря на высокий пост и вовлечённость в дела Египта, ведёт праведную жизнь – он зажил полной жизнью, без сомнений. Поэтому глава и называется «Вайехи» – «и жил». И тогда Яаков ощутил, что у него настоящий дом, «человек и его дом». Противоположный вывод. И это прекрасно: у Торы семьдесят ликов, и каждый человек находит в ней свой путь служения Всевышнему.
Читайте также