Авторизация

×

Регистрация

×

Бумажка или жизнь

13 сентября 2017 / Главная / Jewrnal / Слово еврея
search
Rabbi-Oshry

23 сентября 2003 г. в Нью-Йорке в возрасте 89 лет скончался раввин Эфраим Ошри, с именем которого связана совершенно исключительная история, среди прочих трагических страниц 2-ой Мировой войны и Холокоста.

В 1941 г. 27-летний каунасский раввин Эфраим Ошри оказался в ковенском гетто вместе со всей своей общиной. Его назначили смотрителем склада, где хранились еврейские книги для будущей выставки «вымершей еврейской расы». Несмотря на ужасы гетто, р.Ошри делал все возможное, чтобы поддержать духовную жизнь религиозных евреев, которую впоследствии описал в своей книге «Уничтожение литовского еврейства».

И книги ему в этом помогали. В гетто у евреев появлялись вопросы, порожденные страшной спецификой их новой повседневной жизни. По старой раввинской традиции, р. Ошри стал давать респонсы — ответы на возникающие вопросы, как остаться евреями, да и просто людьми. Отвечая на вопросы, он параллельно записывал ответы на клочках бумаги. Накануне решающего наступления Советской армии, в ожидании неизвестной судьбы, он заполнил респонсами жестяные банки и закопал их.

Потеряв близких в Холокосте, р.Ошри выжил. Он выкопал банки, перечитал свои респонсы, еще раз сверил их с традицией и опубликовал в 1959-1979 гг. в пяти томах. Читать эти респонсы почти невозможно – такой болью наполняется сердце при чтении самих вопросов, когда перед тобой возникают как живые, чудовищные детали жизни в гетто. Но некоторые ответы не менее поразительны и сами порождают, в свою очередь, мучительные вопросы.

Приведем один из таких респонсов – сокращенный его вариант:

Вопрос: «19 марта 1942 года мне был задан вопрос, может ли человек купить свидетельство о крещении, с которым – если удастся убежать в лес – ему можно будет присоединиться к партизанам?»

Ответ: «Свидетельство о крещении имеет единственный смысл: что его владелец, Б-же сохрани, отверг своего Творца и отказался от своего народа – избранного Б-гом народа-сокровища. Еврею абсолютно запрещено использовать такое свидетельство, даже если он всем сердцем верит в Твердыню Израиля и его Избавителя. Его заповедано освящать Б-га. Я вынес решение, что никоим образом нельзя использовать свидетельство о крещении, даже в надежде спасти с его помощью свою жизнь».

Известно, что еврею даже под угрозой смерти запрещено три вещи: идолопоклонство, убийство, запретные половые связи. В остальном действует принцип «пикуах нефеш» – сохранение человеческой жизни перебивает любые другие религиозные требования. В какой мере покупка свидетельства о крещении (не само крещение!) является фактом идолопоклонства? На этот вопрос р.Ошри дает однозначный утвердительный ответ, не вникая и в средневековые еврейские споры о том, является ли христианство идолопоклонством. Отметим, что аналогичные респонсы дали и некоторые другие раввины времен Холокоста, среди них Хаим Шор и Шмуэль Унгар. Они полагали, что смерть предпочтительнее приобретения такой справки.

Но тогда возникает тяжелая нравственная проблема. Выходит, что тысячи евреев, спасшихся от смерти в период 2-ой Мировой войны, совершили акт идолопоклонства, получив или купив фальшивые свидетельства о крещении? Лучше бы они погибли? А десятки священников, в условиях смертельного риска выдававшие такие свидетельства (и некоторые из них в итоге погибли от рук нацистов), делали совершенно пустое дело? И благодарности к этим священникам испытывать тогда вроде бы и нечего: способствовали идолопоклонству. Конечно, можно искать привычные объяснения, что спасшиеся евреи просто не знали, что покупка свидетельства о крещении есть столь вопиющий грех, как и не знали о респонсе р.Ошри, но такая оговорка не очень успокаивает.

Однако вопрос решается на удивление легко в рамках еврейской традиции. Просто можно сослаться на других раввинов, которые разрешили использовать свидетельство о крещении, по следующим основаниям: 1) нацисты не были заинтересованы в крещении евреев 2) выявление фальшивых свидетельств каралось смертью 3) жестоко каралось и христианское духовенство, вовлеченное в выдачу таких свидетельств. В итоге ряд раввинов в Польше, Чехословакии, Венгрии и той же Литве разрешили использовать свидетельства о крещении (а также называть себя караимами, которые не считались евреями) и относились к этим евреям точно так же, как к другим.

Разумеется, все эти ответы восходят к мнениям выдающихся мудрецов средневековья. Так, категорический запрет р.Ошри использовать свидетельство о крещении опирается на 9-ую заповедь раздела «Делай» из «Книги заповедей» Рамбама: «чтобы освятить Имя Божье, надлежит быть готовыми к смерти и не пытаться обмануть врага, заставив его подумать, что мы отвергли Всевышнего – даже если в душе мы верим в Него».

Все, как всегда, правы. Но все же, все же…. Сам тот факт, что обычная фальшивая справка, клочок бумаги с ложной, хотя и часто спасительной, информацией, может перевесить кровь мужчин, женщин, стариков и детей, заставляет задуматься.

 

Юрий Табак
Об авторе
Юрий Табак. Религиовед, лектор, переводчик, автор нескольких книг, многочисленных статей в российских и зарубежных изданиях. Основная область интересов – библеистика, иудаика, иудейско-христианские отношения. Ведущий семинаров "Двар-Тора" и "Иудаизм в кино", редактор русской страницы сайта Международного совета христиан и иудеев. Член Союза журналистов России.
Читайте также