Многие называют её “самой большой фотографией в мире”. Но не из-за размера и не из-за количества пикселей. И не из-за количества сфотографированных людей. И не из-за уникальности самой фотографии. А из-за её содержания. Я имею в виду “фотографию всех шалиахов”, которая делается каждый год во время всемирного съезда шалиахов. Тысячи шалиахов Хабада фотографируются вместе перед зданием 770 в Нью-Йорке – бейт-мидрашем Ребе.
В насыщенной программе съезда, розданной всем шалиахом перед его началом, значится: Воскресенье, 8:30 – 9:30 – фотографирование. На то, чтобы сделать одну фотографию уходит час – потому что нужно разместить на специально сооружённых трибунах увеличивающееся каждый год количество шалиахов.
Я закончил утреннюю молитву и утреннее изучение Торы с сыном в “770” ко времени 8:30 и встал в длинную очередь на размещение для фотографирования. Очередь не просто так. На входе есть проверка – действительно ли ты шалиах там-то и там-то и имеешь ли право присутствовать на фотографии. Когда я вошёл, трибуны уже были полны людьми, занявшими для себя хорошие места. Я попытался как-нибудь проникнуть наверх, но безуспешно. Всё занято, все плотно стоят. Я попробовал сбоку, на стыке центральной и левой трибун, и забрался наверх по железным конструкциям, как лазающий по строительным лесам мальчишка.
Сверху я мог видеть множество шалиахов – моих собратьев по идее, ушедших из того места, где они выросли, в незнакомые места ради незнакомых людей, ради евреев.
Слушая объявления нью-йоркской полиции, закрывшей улицу для движения, и распоряжения фотографа, висевшего между небом и землёй на строительном подъёмнике, я поискал своих друзей, но почти никого не нашёл – хабадские шляпы закрывали людей сверху. Я представил себе, каково фотографу со специальным объективом, который должен вместить все тысячи людей в один кадр. А потом подумал о фотографирующихся. Все стоят рядами, никто не пытается вылезти вперёд других, чтобы на фото его было лучше видно. Потому что все здесь братья и все равны, все шалиахи. Сейчас их объединяет спокойствие, радость – и всегда объединяет их искренняя вера.
Во время бесед с другими шалиахами я слышал их истории, у каждого свой сундук проблем – экономические, бюрократические, организационные и т.д., но в речах всех, с кем я говорил, чувствовался молодой дух. Меня часто спрашивают: “Откуда у шалиахов столько сил?” Один из ответов на этот вопрос я услышал на лекции шалиаха в Ришон-ле-Ционе р.Шнеура Ашкенази.
“Шалиах движется по времени в обратную сторону. С каждым годом он молодеет. Поэтому он может затевать новые и новые проекты, чтобы выполнить посланничество Ребе. А что для этого нужно? Первое: каждый день как минимум полчаса изучать книги хасидизма. Это даёт нам воодушевление, духовное горючее для работы. Второе: обращать внимание на мелочи. Любое доброе дело, которое мы можем сделать, важно само по себе, даже если оно кажется незначительным – его нужно сделать. Третье: стремиться всё время обновляться. Периодически представлять себе, что ещё ничего не сделано, и заново обдумывать, что ещё можно предпринять. Все три эти условия задал нам сам Ребе”, – и р.Ашкенази привёл указания из сихот Ребе.
*
Недельная глава “Толдот” начинается фразой: “Вот порождения Ицхака, сына Аврагама. Аврагам породил Ицхака”.
Необходимость в таком повторении объясняет мидраш. Соседи говорили, что Ицхак, мол, не сын Аврагама: как это, до старости у него не было детей, а тут родился! Не бывает! И Всевышний сделал Ицхака как две капли воды похожим на отца, Аврагама. Тогда все сказали: “Аврагам породил Ицхака!”
Но кое-что странно. Обычно сын и так похож на отца. Разве для этого требуется особое чудо, вмешательство Всевышнего? Ребе объясняет так. Душа Аврагама проистекала из сфиры “хесед” (означающей среди прочего распространение, милосердие, любовь), а душа Ицхака – из сфиры “гвура” (означающей среди прочего поставление границ, правосудие, страх). Отец и сын были диаметрально противоположны по всем свойствам души. Это должно было отразиться и на внешнем облике. Поэтому Всевышний должен был вмешаться и сделать облик Ицхака похожим на облик Аврагама.
*
Ребе назвал деятельность по приближению евреев к Торе и заповедям “шлихут”, посланничество. Простой смысл этого понятия – Ребе посылает молодые супружеские пары для работы в какое-либо место мира, чтобы создать там центр Торы и еврейства, хасидизма и благотворительности, чтобы работать на благо евреев, отдалённых – в обоих смыслах – от центров еврейства.
Но Ребе много раз говорил, что понятие “шлихут” шире. Посланником, “шалиахом”, должен быть каждый еврей. “Все мы посланники Всевышнего. На всех нас Он возложил миссию – сделать этот мир обиталищем для Него, выполняя заповеди Торы. К кому мы посланы? Ко всем людям мира, и вообще ко всему мирозданию. Но это обычно скрыто от людей. И задача шалиахов Ребе – раскрыть людям глаза на то, что все они шалиахи, побудить их сознательно выполнять их посланничество в полную силу”.
*
Всевышний сделал Ицхака похожим на Аврагама. Он делает и нас похожими на Ребе, Он помогает нам идти его путями, делать то же, что и он – приближать евреев, любых и всяких, и осуществлять посланничество Всевышнего, возложенное на каждого. А каждому человеку Всевышний даёт уникальную, подходящую только ему задачу в мире.
Вот для этого и нужно постоянно изучать труды хасидизма, ценить любое малое действие и постоянно обновляться.
Ходеш тов у-меворах
шабат шалом
Шия