“В пять лет начинают учить Писание, в десять – Мишну, тринадцать лет – это возраст соблюдения заповедей.” (Поучения отцов 5:21)
Еврейское представление о зрелости
Разные люди достигают зрелости в разном возрасте. Существуют также разные виды зрелости: человек может быть физически взрослым, а эмоционально – нет, или наоборот. Еврейская традиция определяет зрелость как способность нести ответственность за свои поступки. По еврейскому закону у девочек это возраст двенадцати, а у мальчиков – тринадцати лет. В этом возрасте молодые люди – персонально и как члены общины – вступают в те отношения с Б-гом, которые называются заветом.
Это праздник, которым отмечается день религиозного совершеннолетия мужчины – 13-летия. В субботу, следующую за днем 13-летия происходит центральное событие – мальчика впервые вызывают к чтению недельной главы Торы, и он удостаивается почетного права прочитать либо всю недельную главу (Сидру), либо отрывок, соответствующий его дню рождения. Это требует серьезной подготовки, и мальчики в течение многих недель учат текст, который они будут читать. В связи с тем, что в настоящее время, увы, ребенок не обучен в должной мере чтению Торы, в большинстве общин допускается, что читает Тору определенный человек – “баал-коре”, а вызванный к Торе только стоит рядом и он читает про себя шепотом. Это делается для того, чтобы не позорить тех, кто не умеет самостоятельно читать.
После того, как бар-мицва был вызван к Торе, и сказал свои благословения, принято, чтобы его отец именно в этот момент произнес благословение барух шепатарани: “Благословен освободивший меня от наказания, которое этому (или за это)”. Это означает, что с момента Бар-мицвы ребенок будет сам отвечать за свои прегрешения перед Всевышним.
В течение дня Бар-Мицвы ребенок читает и изучает 14-ую главу книги Теhилим (Псалмы). 14-ую, потому что ему пошел четырнадцатый год, а вечером впервые в обязательном порядке вместе с общиной читает вечернюю молитву – Маарив.
Среди прочих обязанностей еврея есть и такая, как наложение тфиллин Бар-мицва начинает возлагать тфиллин за два месяца до совершеннолетия, но первые 2-3 недели он не произносит благословения. И только полностью овладев техникой возложения тфиллин, он начинает произносить благословение.
У сефардских евреев принято, что с момента наступления возраста бар-мицва мальчик облачается в талес. У евреев ашкеназских такой чести удостаиваются только евреи женатые.
Празднование Бар-Мицвы установлено в древнейшие времена и имеет глубокий духовный смысл. Согласно комментарию одного из величайших мудрецов и учителей Израиля – Раши (рабейну Шломо-Ицхаки), Тора обязывает исполнять свои заповеди того, кто именуется «мужем». Леви, сын Яакова, младше всех, кого Тора называет «мужем»: «И взяли два сына Яакова, Шимон и Леви, братья Дины, муж — свой меч [т.е. каждый — свой меч], и вошли в город безопасно…» (Брейшит, 34:25). Леви тогда было тринадцать лет, и его называют «мужем» (он самый молодой из тех, кого так называют)… Отсюда следует возраст «мужа» — тринадцать лет…
Духовное состояние мужа отличается прежде всего тем, что в нем должно властвовать возвышенное духовное начало (Йецер-ha-Тов), направляющее волю человека к главной цели его существования – служению Всевышнему, как сказано в молитве «Шма, Исраэль»: «И возлюби Господа, Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем, что есть у тебя (или в тебе)» В ребенке до 13 лет властвует плотское эгоистичное начало – животная душа (Нефеш), и именно в 13 лет происходит духовное взросление, в результате которого дух человека должен обуздать животную природу и направить все жизненные силы к тому, чтобы находясь на Земле мужчина посвятил всю жизнь исполнению заповедей Торы, которая, как сказано, является законом жизни и бескорыстной любви.