Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Анна Горьева (фортепиано). Программа “В окружении романтиков”

18 июня 2019 / Амфитеатр / Важное / Анонсы
search
MEOC aficha july 900x6005

Анна Ковынева – выпускница ивановского музыкального училища (класс преподавателя Заслуженного работника культуры Т.К.Шишковой), затем продолжила обучение в Музыкально-педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова (класс профессора Народного артиста России А.Г. Скавронского). Ведет активную концертную деятельность в городах России. Сотрудничает со многими музыкантами (М.Казиником, Е.Тарасян, А. Чистяковым и др.).

Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы.

Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.

Идеи, структура произведений, которые установились или только наметились в более ранние периоды, были развиты при романтизме. В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в., так и сегодня) как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Романтизм в музыке – это художественный метод, в котором композитор, прежде всего, стремится передать глубину и яркость чувств. Романтизм в музыке существовал дольше других направлений, в некоторых источниках даты колеблются с 1800 по 1910 гг. (от Шуберта до Рахманинова). Романтические мотивы можно найти даже у Баха и Моцарта, именно они и стали вдохновителями этого направления. Всех композиторов-романтиков можно условно разделить на две группы: те, кто уходит в себя, потому что чувствует разлад с реальностью, и те, кто ищет от этого спасение в другом мире, другой культуре.

Первая группа – музыканты, которые писали о собственных эмоциях и обращались к типичному для романтизма кругу тем: природа, любовь, душевные переживания, мистика. В их творчестве также прослеживаются два лейтмотива, определяющие романтизм – с одной стороны это лиричность, тяга к рефлексии, а с другой – драматизм. Порой два этих начала сочетаются даже в одном произведении. У Шопена, например, есть как гармоничные вальсы, так и очень трагический похоронный марш. А Шуман создаёт лирический цикл “Любовь поэта” и напряженный “Карнавал”. Мелодия этих произведений имеет особую ритмическую и динамическую структуру, напоминая ломаную линию, неожиданную в своих поворотах.

Вторая группа – авторы, которые основываются на фольклорных сюжетах. Бунт романтика не приводит ни к чему, поэтому он уходит в “иные” миры. Это может быть прошлое или экзотическая страна, которая не испорчена благами цивилизации. Цель композитора-романтика состояла в изображении особенностей отдельного народа или эпохи. Здесь можно вспомнить о Григе и о его скандинавской сказке “Пэр Гюнт”, о работах, связанных с русским фольклором у “Могучей кучки”, и о “Кармен” Бизе. За основу собственных сочинений музыканты все чаще стали брать литературные произведения. Также романтики сохраняли в музыке свои впечатления от других произведений искусства. Композиторы начали стремиться к синтезу искусств, поэтому в эту эпоху появляются программные произведения. Особенности “синтезированного” произведения можно рассмотреть на примере “Лесного царя” Шуберта. Музыкальная баллада создана на стихи И. В. Гете и органично дополняет их: ритм создаёт образ скачущего всадника, а с помощью динамики композитор расставляет акценты на каждом герое, создавая как бы небольшой диалог.

Ещё одна особенность данного периода – создание симфонических поэм, этюдов, которые передают мимолётное чувство, “поток сознания”. Романтики создали культ чувства, а такая, как бы незаконченная форма лучше передает эмоциональный процесс. Эту экспрессивность, форму “мгновения” будут использовать Рахманинов и Скрябин.

Принято считать, что непосредственными предшественниками романтизма были Людвиг ван Бетховен — в австро-немецкой музыке и Луиджи Керубини — во французской; более отдалённым своим предшественником многие романтики (например, Шуберт, Вагнер, Берлиоз) считали К. В. Глюка. Период перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом — сравнительно короткий период в истории музыки и искусства.

Читайте также
11