«Другими словами» – анимационный фильм 2016 года – получил 16 наград на кинофестивалях в разных частях света. На 3 Московском фестивале еврейского кино дипломная работа выпускницы академии Бецалель Таль Кантор была признана «Лучшим художественным короткометражным фильмом.
«Другими словами». Короткометражный анимационный фильм. Смешанная техника, Израиль, 2016
Автор сценария, режиссер, анимация – Таль Кантор
Музыка, звук – Элон Коэн
Роли озвучивали: Йоахим Фридландер, Дана Ядлин, Нога Когман, Едан Фитерман
Так вечный смысл стремится к вечной смене
От воплощенья к перевоплощенью,
И.В. Гёте
Вспомните свой последний сон – восстановите в памяти образы, ощущения от сновидения. Картинка, скорее всего, будет незавершенная, сюжет обрывочен и не закончен – но, согласитесь, у вас нет острой необходимости иметь кульминацию и финал.
Возможно, смыслы первоначально не буквальны и не конкретны, но мы же с вами понимаем, что сон – это метафоричное отражение нашей жизни в реальности. И потому нам так хочется разгадать причудливую тайну сновидений, расшифровать их значение, которое обязательно облегчит наше существование и раскроет закрытые двери высших смыслов.
А теперь посмотрите короткометражки Таль Кантор и вы увидите на экране воплощенные в анимации ваши сны, будто подсмотренные, а затем талантливо и чутко запечатленные рукой юной кинематографистки из Израиля. Вы увидите сон свой и прочувствуете каждую секунду фильма как осязание жизни собственной, которую прокручивают перед вами, взывая к каждой клеточке вашей души. И не оставляет равнодушным.
Пальцы отца неловко поднимают вверх слово, пылью свернувшееся и брошенное на пол. Он рассеянно крутит в руке никчемно-нелепый обрывок собственных оправданий, сминая стремительно заполняющее чувство непризнаваемой отцовской вины. Слова – пыль. Пустое. «Это всего лишь слова – они ничего не меняют», – говорит взрослая дочь постаревшему отцу. Она прячет глаза свои темно-бездонные, чтоб не увидел он застывшую многолетнюю тоску по нему. И только руки, такие живые, такие беспомощные, помимо воли ее в немоте своей будто взывают к нему – «Останься, не уходи. Обними. Будь со мной».
Кому нужна мишура оправданий, когда между взрослой дочерью и отцом разверзлась непреодолимая бездна многолетней разлуки, детской обиды, струящиеся ручейки выплаканных слез и невысказанной боли?
«What for?», «What for? – рефреном звучит голос дочери, а глаза ее исподлобья, в которых печаль и недосказанность, смотрят с укором немым на отца. Безнадежная, непреодолимая пропасть в выражении глаз. И из последних сил повторяемое как слова заклинания, в надежде найти оправдание хотя бы для самого себя – «Я не мог раньше», «Не мог раньше », «не мог», «мог», МОГ… Могу…. Но почему не сделал?… Оправдания – нет.
Человек с метлой безразлично сметает с пола обрывки слов и фраз. Отец обреченно следит, как исчезает с каждым движением монотонной метлы шанс вернуть веру дочери в отца и любовь. Его слова лишены смысла, его мировоззрение рассыпается на пустые фразы и мусорные слова. Он упустил, он потерял возможность общения с дочерью, и утраченная любящая душа ее захлопнулась. А могло быть все по-другому. Как когда-то, давно. Когда Она была маленькой, и сидели они у берега моря, они улыбались друг другу, они были вместе.
«Другими словами» – анимационный фильм 2016 года – получил 16 наград на кинофестивалях в разных частях света. На 3 Московском фестивале еврейского кино дипломная работа выпускницы академии Бецалель Таль Кантор была признана «Лучшим художественным короткометражным фильмом. Таль Кантор – анимационный кинорежиссер и визуальный график – родилась в Иерусалиме, с отличием закончила Академию искусств и дизайна Бецалеля . В 2013 году она посетила программу обмена в Институте искусств Чикаго в отделе фильмов, видео, новых медиа и анимации.
Таль Кантор не боится экспериментировать. Уже в первых студенческих работах режиссер смело объединяет различные техники в поисках своего киноязыка. В фильме «Другими словами» она соединила рисованную анимацию и актерскую игру. Герои находятся в условном, нарисованном мире, и сами они сотканы из графичных линий и живых человеческих фигур. Между нарисованным и настоящим нет зримой грани, как призрачна она и между мыслями и жизнью, жизнью и воспоминаниями о ней.
Фильм Таль Кантор похож на сон, впрочем, как и предыдущие ее работы. Безоговорочно принимаешь условность рисунка, эмоционально проживаешь его метафоричность, а ассоциативные смыслы инстинктивно поддаются расшифровке.
Условность анимационного кино удивительна способностью придавать новое звучание очевидному, углублять смыслы и вызывать эмоциональный всплеск от понимания и открытия чего-то нового в себе каждому зрителю. Здесь вспоминаются мудрые греки: в греческом языке — метафора — это тележка для перевозки грузов. В искусстве и культуре — метафора — это «тележка» для переноса смысла. Однако не каждый способен найти точную метафору и, главное, придать ей эмоциональный смысл. Таль удается это безупречно.
Показательна одна из ранних работ Кантор – история странных взаимоотношений картонного героя и тараканчика, «Under The small sun» («Под маленьким солнцем», 2015 г). Шестиминутная анимационная короткометражка получила, кстати, 13 фестивальных наград.
При просмотре невольно возникает чувство, будто ты подглядываешь чей-то сон. Предельная простота, минимализм выразительных средств, отсутствие текста и одновременно – эмоционально включаешься в историю с первых кадров. Персонажи, как брутально-неловкий картонный герой, так и шустрый тараканишка, вызывают эмоциональный ответный сигнал у зрителя. Только электрическая лампочка освещает жизнь. Искусственное солнце искусственного мира. Но есть и другой мир, даже если ты о нем и не знаешь – достаточно шагнуть за пределы картонной коробки жизни.
Чаще всего мы, подобно Герою, не знаем, не хотим знать о существовании чего-либо за пределами нашей зоны комфорта. А ведь там, за пределами – безграничная свобода, пугающая поначалу, конечно, но открывающая новый прекрасный мир. Не лампочкой электрической освещаемый, а солнцем, таким большим и светлым, дающим жизнь, надежду и – свободу.
Неуклюжий, нелепый и трогательный танец Освобожденного человека и таракана в безграничном мире вызывает из памяти слова из рассказа «Все Божьи твари умеют танцевать» Харуки Мураками: «Он закрыл глаза и начал в одиночку танцевать. Он не мог припомнить бодрой музыки и стал танцевать под шорох травы, под течение облаков. Ему вдруг показалось, что кто-то за ним наблюдает. Его тело, и кожа, и кости его чувствовали этот взгляд, но ему было все равно. Кто бы он ни был. Хочет смотреть – пусть смотрит. Все Божьи твари могут танцевать».
Посмотрите и вы на танец свободного человека и маленького тараканчика , ощутите магию фильмов Таль Кантор, окунитесь в свои сны, поговорите о себе «Другими словами».
Читайте также