В вечер Йом Кипура в нашей синагоге, как и во многих общинах, «Слах на ашмот» – часть слихот после вечерней молитвы – поется на мелодию «Аньим змирот». Музыка возвышает душу в любое время, а в Йом Кипур тем более. Эта мелодия занимает почетное место в музыкальной традициנ Хабада, богатой старыми добрыми напевами, доставляющими удовольствие каждому новому поколению.
Этой мелодии обучил хасидов Ребе, и он рассказывал о ней так: «Следующий день после Йом Кипура традиционно называется «Во имя Г-спода», и утреннюю молитву молятся раньше, чем обычно. В одном городе, когда молящиеся пришли утром в синагогу, они обнаружили там хасида, поющего мелодию «Аньим змирот». Он был настолько поглощен ею, что пел ее всю ночь и совершенно забыл, что нужно закончить пост».
Утром в «Шабат слихот» две недели назад, как обычно прочитав книгу Теѓилим, я сидел недалеко от Оѓеля рядом со старым хасидом, который поделился со мной такой замечательной историей:
– Много лет назад известный духовный наставник р. Реувен Дунин приехал к нам в Лондон и рассказал, что в том же году, когда Ребе научил этой мелодии хасидов, он, прежде чем вернуться в Страну Израиля, пошел к Ребе на аудиенцию. Раввин Дунин был известен как человек, разговаривавший с Ребе откровенно, и он сказал Ребе: «Хасиды говорят, что история с мелодией на следующий день после Йом Кипура произошла с самим Ребе, а не с каким-то другим хасидом…»
Ребе ответил ему, что есть и другая история об этой мелодии: «Много лет назад жил богатый еврей, который однажды проходил возле бедной еврейской хатки и услышал изнутри плач. Войдя, он увидел женщину и детей, сидящих на полу. На его вопрос женщина ответила ему, что ее муж-арендатор задолжал помещику много денег, и тот посадил его в тюрьму. Еврей решил выполнить заповедь выкупа пленников. Но поскольку выкупная цена оказалась выше, чем он предполагал, богач был вынужден продать все свое имущество и остался ни с чем. Ночью во сне ему было сказано: «За твои заслуги ты можешь попросить у Всевышнего большого богатства или небесного озарения». Еврей выбрал небесное озарение, и ему внушили мелодию «Аньим змирот».
И здесь Ребе добавил нечто удивительное: «Все это произошло до прихода Баал Шем Това и откровения учения хасидизма. Потому что если бы это произошло после появления хасидизма, тот человек наверняка выбрал бы богатство. Он отказался бы от наслаждения небесным озарением и предпочел бы получить богатство, с помощью которого он мог бы помочь огромному количеству людей».
Вот как ценил Ребе благотворительность и помощь ближним.
Читайте также