Накануне поста 17 Тамуза президент ФЕОР раввин Александр Борода обратился к еврейской общине.
Дорогие друзья!
В четверг наступает пост 17 Тамуза. Это один из четырех дневных постов. В течение времени, обозначенного в еврейском календаре Вашего города, строго запрещено пить и есть. В этот день нет запрета на работу, можно умываться и носить кожаную обувь. Так как дата выпадает на середину лета, когда дни – самые длинные в году, пост кажется долгим и для многих людей самым сложным. Поэтому хочу сразу напомнить, что от него освобождаются кормящие и беременные женщины, а также больные, даже если им не угрожает опасность.
17 Тамуза войском Навухаданецера была пробита городская стена Иерусалима, что в скором времени привело к величайшей трагедии нашего народа – разрушению Храма. Три недели, с 17 Тамуза по 9 Ава, называются «Бейн аМецарим» – «меж теснин». В течение этого периода принято соблюдать некоторые ограничения, подчеркивающие траурный характер особого времени – не стричься, не играть свадьбы, не слушать музыку, не совершать значимые покупки, не пробовать плоды нового урожая (но разрешается в шабат), – и множество других обычаев, дополнительно установленных в разных общинах.
Также традиция говорит, что это время неблагоприятно для еврейского народа, поэтому принято воздерживаться от посещения опасных мест, в данном случае таковым считается даже бассейн.
В этот период мы читаем книги пророков Ирмияу и Исайя, содержащие предсказания об изгнании и бедствиях, постигших еврейский народ. В Торе есть прямой запрет обращаться к каким-либо предсказателям будущего. Человек, стремящийся узнать, что его ждет, таким образом отрекается от дарованной ему свободы выбора и от самого Всевышнего. Особенность предсказаний пророков ТаНаХа в том, что они не являются предсказаниями в чистом виде. Пророки никогда не выносят безапелляционный приговор и никогда не гарантируют победу. В своих посланиях они предостерегают людей, объясняют причинно-следственную связь между грехом и проклятием, заповедями и благословением.
В мировоззрении всех пророков и пророчиц ТаНаХа вера в единого Б-га напрямую связанна с моралью. Именно в нравственности, в исполнении заповедей, в умножении любви к ближнему утверждается сила народа, его устойчивость к внешним врагам, его будущее. Духовная крепость, следование путям Всевышнего оберегает и охраняет не только отдельно взятого человека, но и общество в целом.
«Меж теснин» – это повод не просто вспомнить трагическое прошлое, повлиявшее на весь ход будущей истории, но, в первую очередь, возможность путем раскаяния изменить наше будущее.
Желаю всем легкого поста! Пусть Всевышний услышит наши молитвы, и все наши скорби обратятся в радости!
С уважением
раввин Александр Борода
Читайте также