Я сидел за столом с тремя юношами. Одеты они были по-разному, но все трое носили хорошие еврейские бороды. Я читал Рамбама, завершая дневной урок, а они оживлённо беседовали о Пуриме. Обменивались идеями, цитатами, возражениями – всё время, пока я читал Рамбама, и когда я уходил, они всё ещё беседовали. Я пытался сосредоточиться на учёбе, но не мог не слушать эту беседу: «Я заказал палатку, которую поставят у нас в квартале, и в ней мы весь день будем читать свиток Эстер для всех, кто будет проходить там». Второй возражает: «По моему опыту, маленьким детям скучно, они мешают родителям. Поэтому в этом году я сделаю только два миньяна для чтения свитка Эстер, а для детей я пригласил фокусника, который будет развлекать их в то время, когда взрослые внимательно слушают».
Беседа переходит на другие заповеди Пурима: «А как ты организуешь «посылку еды» и «дары беднякам», чтобы эти заповеди могли выполнить все люди, которые к тебе придут?» «А когда ты приходишь в Пурим домой к людям, ты помогаешь мужчинам накладывать тфилин, или только читаешь свиток Эстер и помогаешь выполнить другие заповеди Пурима?»
Эти темы для меня важны и интересны, ведь и я каждый год стараюсь выполнить указание Ребе – идти к народу и помогать людям выполнить пуримские заповеди, не замыкаясь в своей семье. И вышел я оттуда, не побоюсь этого слова, в восхищении. Встретились в Израиле трое юношей, встретились случайно, и разговаривают – не о грядущих выборах в Кнессет, не о бизнесе и не о новостях, а о том, как помочь как можно большему количеству людей и как можно более эффективным образом отметить Пурим. Откуда у них это? Кто их воспитал, как они приобрели такой настрой?
*
На этой неделе мы начали читать книгу Ваикра – третью книгу Торы. Существенная часть этой книги, особенно в начале, посвящена законам жертвоприношений. Когда существовал Храм, в нём приносились жертвы, сейчас же замена жертвоприношений – молитва.
Мудрецы установили три ежедневные молитвы, соответствующие утренней жертве, послеполуденной жертве и вечернему окончанию жертвоприношений. Так продолжает существовать второй «столп», на котором стоит мир, как сказано в трактате Авот: «…на Торе, на служении и на благотворительности». В недельной главе «Ваикра» сказано: «Вот учение для всесожжения, для приношения, для грехоочистительной и для повинной жертвы». В трактате Менахот говорится так: «Сказал Реш Лакиш: из этого следует, что тот, кто занимается Учением, как будто принёс и всесожжение, и приношение, и грехоочистительную, и повинную жертву». Автор «Шней лухот ѓа-брит», мой предок, пишет: «Имеется в виду не просто произнесение соответствующих стихов Торы или законов, не просто изучение материала. Заниматься Учением нужно как минимум так же серьёзно, как люди занимаются своим основным занятием, своей профессией: зная о ней всё, погружаясь в неё, разбираясь во всех её тонкостях». Любой деловой человек, представитель любой профессии считает делом чести свободно разбираться в ней и знать назубок. Наше отношение к Торе должно быть не менее серьёзным, чем к деловой жизни.
Каждое утро в начале молитвы, между главой о жертвоприношении Ицхака и хвалебными псалмами, мы произносим порядок жертвоприношений. Перед молитвой минха тоже произносят его. В рамках ежедневного изучения Рамбама тоже читают законы жертв, и в «три недели» между 17 тамуза и 9 ава по указанию Ребе изучают храмовые законы. У нас есть много возможностей «заняться» изучением жертвоприношений и дойти до положения «как будто принёс жертву».
Когда я сидел за столом с книгой Рамбама и слушал беседу трёх юношей о выполнении заповедей Пурима, я видел: для них Пурим – это Дело. Так они воспитаны, так они привыкли: кроме повседневных дел, кроме дел на работе есть еврейское дело, и это дело как минимум не менее важно, чем «деловая жизнь». Деловой человек думает и говорит о деле, и они думают и говорят о нашем общем, еврейском деле.
Интересно, что 7 адара в книге Ребе «Ѓа-йом йом» мы читали высказывание ребе Раяца: «Идя по улице, нужно заниматься Торой, мысленно или устно – в зависимости от того, разрешает ли ѓалаха произносить в данном месте слова Торы. Если еврей идёт и не думает о Торе, то каждый камень, на который он ступает, может сказать ему: «Почему ты попираешь меня? Чем ты от меня отличаешься?»»
Серьёзные слова, но верные. Они помогают нам посмотреть на себя в правильном свете, они говорят нам, каково наше истинное еврейское Дело, в которое мы должны быть погружены каждую минуту.
Желаю вам суметь использовать всё время для еврейского дела.
Радостного Пурима, гут шабес!
Шия