Ефим Банчик – популярный актёр, снявшийся более чем в шестидесяти фильмах, сыгравшей в огромном количестве спектаклей, талантливый телеведущий, автор песен, стихов, изысканный кулинар, заядлый и авторитетный игрок команды КВН Израиля 1994-95-го годов. Может его имя и фамилия знакомы далеко не всем, зато на его неординарную, запоминающуюся внешность многие до сих пор обращают внимание на улицах, узнавая и с теплом вспоминая любимого артиста, требуя автограф прямо в магазине.
Надо отметить, в детстве наш герой успешно занимался в цирковой студии молдавского города Бельцы, впервые выйдя на сцену в 8 лет. Далее являлся участником детского вокально-инструментального ансамбля «Гиочел», окончил музыкальную школу по классу скрипки, в 1990 году – Днепропетровское государственное театральное училище. Жил в Молдавии, Украине, Израиле, сейчас осел в России. Банчик также был финалистом конкурса юмора и эстрадного искусства «Ялта 2006», дипломантом фестиваля актерской песни «Голубка», посвященного памяти Клавдии Ивановны Шульженко в Санкт-Петербурге.
Уважаемый Ефим, какие у вас взаимоотношения со своим еврейством? Откуда вы родом?
– Когда меня спрашивают про мое еврейство, обычно отвечаю, что у меня еврейские не только корни, но и семена. Родился в замечательном, бесконечно любимом мной городе Бельцы молдавской СССР, в далеком 1963-м году. На моей малой родине проживало очень много еврейского населения, на улицах, рынках, площадях звучал идиш. Никогда не скрывал, что я – еврей, мне это было неинтересно, с детских лет знал все еврейские праздники, благодаря покойной любимой бабушке, которая в советское время водила в еврейский молельный дом. Она же получала в шестидесятые – семидесятые из московской, ленинградской синагог религиозную литературу, выписывала журнал “Советиш геймланд”, эдакий рупор советского еврейства. Мне было очень комфортно находиться именно в том состоянии, в котором родился, воспитывался, а поскольку мы жили в частном секторе, рос в окружении многих национальностей. Можно сказать, я – совершеннейший интернационалист, с еврейскими корнями. Помимо еврейских мелодий, для меня очень много значат молдавская музыка, молдавский, русский языки, последний считаю родным, совершенно не зацикливаясь на некоей избранности себя. Полагаю, можно сколько угодно ругать Советский союз, но когда на его просторах гремели лозунги – “Мир, труд, май!”, “Равенство, братство!”, то во многом они звучали достаточно правдоподобно. Хотя конечно и антисемитизм присутствовал в СССР, на разных уровнях.
Почему решили стать актером, когда уловили в себе способности к данному ремеслу?
– Когда с мамой и бабушкой мы раз в пол года приходили на осмотр к врачу, меня ставили на стульчик, где я восторженно читал стихи, что-то пел, веселил народ, в тайне мечтая о сцене. Моя культурная жизнь на профессиональном поприще началась, когда мне исполнилось 8 лет. Также постоянно грезил цирковым искусством, к нам приезжали чехословацкий, московский цирки, со знаменитыми артистами и клоунами, а я тогда был совсем маленький, посещая эти представления с родными, глубоко впитывая в себя всю эстрадно – цирковую культуру. В 1972-м году стал приходить на цирковые занятия в местном Дворце культуры, впервые предстал перед взрослой публикой на новогоднем утреннике, с профессиональными актерами, акробатами, клоунами и гимнастами.
Потом в моей линии жизни начались музыкальная школа, детский вокально – инструментальный ансамбль «Гиочел», вел программы данного коллектива. После окончания музыкальной школы не поступил в Кишиневское музыкальное училище, видимо, так было угодно Б-гу, но подал документы в автодорожный техникум, в нем и последующей затем армии продолжал активно заниматься художественной самодеятельностью. В 1986-м году поступил в Днепропетровское государственное театральное училище. Порой думаю, что было бы, если бы отправился в Москву, штурмовать столичный ВУЗ? Однако нынче не жалею, что учился именно в своей альма –матер, где обрел новых крепких, порядочных друзей, море позитивных впечатлений, все до сих пор встречаемся, тесно общаемся.
Несмотря на всю прелесть актерской специальности, это – очень непостоянный, капризный “хлеб”, где многое зависит от везения…
– Согласен, иногда действительно хотел оставить эту профессию, особенно перед отъездом в Израиль, где прожил много лет, так советовала и моя мама, бросить любимое занятие, но оно не отпустило. Успел поработать и на Святой Земле, вместе с коллегами открыли там свой театр “Ва-банк”, проводили разные шоу, занимались КВН-ом, а это – очень “заразная” вещь, в хорошем смысле слова, полученный после него иммунитет до конца дней спасает от всяческой хандры и негатива. В 2007-м году принялся ездить в Москву, в 2010-м году прошел кастинг, начав репетировать в столичном мюзикле “Зорро”, эта вещь тогда с триумфом шла в Московском Дворце Молодежи, отработал с огромным удовольствием массу спектаклей, параллельно играл в небольшом мюзикле “Зубастая няня”.
Многие известные юмористы, до слез смешащие публику, на деле оказывались «грустными клоунами», с философским, порой трагическим взглядом на мир. Все ли ваши роли комедийные, или встречаются и печальные, трагические?
– Если задаете такой вопрос, наверное смотрели не все мои киноленты. Был такой фильм режиссера Дмитрия Герасимова “Если небо молчит”, где я появляюсь в четвертой серии, со мной играет одна из бесконечно уважаемых мною актрис Татьяна Григорьевна Васильева и иные коллеги. По сценарию сначала предстаю перед зрителями в инвалидной коляске, а на самом деле мой герой оказывается агентом «Интерпола», разыскивающим одну даму, в конце серии фильма его убивают. Еще, если говорить о серьезных амплуа, снялся в роли полковника прокуратуры, ведущего внутреннее расследование в российском сериале “Москва. Центральный округ.”, так что в моей биографии встречаются разные роли, не только комедийные.
Легко ли смешить, быть комедийным актером?
Если поставить себе задачу: “хочу кого-то насмешить” – ничего не выйдет, это – глупость и чепуха. Дело актера – играть, верить в то, что делаешь, искренне любить свою профессию, и у меня накопилась своя череда умозаключений по поводу актерского мастерства. Уверен, нам надо научиться жить долго, счастливо, периодически не обращая внимания на жуткий негатив, творящийся вокруг. Еще достаточно давно пишу стихи, мне повезло познакомиться с потрясающей еврейской джазовой певицей Аллой Рид, это произошло на моем кулинарном телевизионном шоу. Мы подружились, у нас сложился прекрасный творческий тандем, и сегодня сочиняю ей песни, которые Алла исполняет невероятно чувственно и глубоко. Помимо прочего, я – художник – самоучка, много рисую, создал ряд графических, карандашных работ, делаю это для себя, в стол, порой делюсь своими творениями в фейсбуке, собираю афоризмы, коллекционирую какие-то культовые фразы.
Многие связывают ваше имя с израильской командой КВН.
Верно, у меня действительно богатое, незабываемое КВН-овское прошлое. Если изобразить жизнь в виде извилистой железнодорожной линии, КВН для меня – самая мощная планета, не полустанок, которую железнодорожный состав быстро пролетает, а остановка, где он задерживается капитально. В команду веселых и находчивых пришел, будучи сформировавшимся актером. После окончания альма-матер трудился по распределению в Сумском театре драмы и музкомедии, за год до отъезда в Израиль – в театре им.Чехова в Кишиневе, эти годы наполнены для меня нескончаемо светлыми воспоминаниями, общением с близкими друзьями. С коллегами из театра им.Чехова до сих пор контактирую почти каждый день, считаю это место своим домом. Но вернемся на Святую Землю. С 1993-го года мы с командой начали давать разрозненные концертные программы, первый раз, в 1994-м году принимали участие в масштабном фестивале из четырех команд – участников из Германии, СНГ, Израиля, Америки. Тот культовый “Фестиваль КВН” проходил в Хайфе, Иерусалиме, Тель-Авиве, потом у нас начался внутренний чемпионат Израиля. КВН – гениальная задумка, уникальность этой игры заключается в том, она – выражение мудрости, хохмы, смеха, иронии, юмора! Ее зрители, участники не болтаются без дела, день и ночь заняты творчеством. А сколько бывших квн-щиков добились успеха в шоу-бизнесе, актерской и развлекательной сферах?!
Cоблюдаете что-то из еврейских традиций?
– Что точно соблюдаю, так это правила дорожного движения! ( смеется * ). Уверен, Всевышний все видит и понимает, Б-г и вера хранятся в душе каждого, и они всегда со мной. А еще, невозможно соблюсти все 613 заповедей, хотя разумеется есть еврейские праздники, которые мы в семье стараемся непременно отметить, с большим наслаждением и трепетом принимаю участие в еврейской общинной жизни.
Видела ваше потрясающее шоу “Под колпаком”, где вы готовите различные еврейские блюда в компании знаменитостей. Действительно любите готовить, или это – просто работа?
– Правда обожаю готовить, творчески подходить ко всем вещам, экспериментирую с выпечкой, порой собственноручно создаю большие торты до 8 кг. Помимо шоу “Под колпаком” имею опыт телеведущего, в свое время трудился на Девятом канале Израиля ( на знаменитой “Девятке” ). Мы открывали его в 2002-м году, через два года ему стукнет 20 лет.
Кто из великих актеров – мастодонтов является для вас кумиром и педагогом?
– Мой эталон – заслуженные МХАтовские старики, артисты театра Моссовета, театра Сатиры советского времени. Я тогда был маленький, жадно впитывал через телевизионный экран все мастерство ныне ушедших гениев. Первым, самым главным своим учителем считаю Аркадия Исааковича Райкина, меня невероятно заинтересовало его актерское ремесло, с упоением слушал пластинки с его монологами, выучивал тексты, выступления моего кумира, и это казалось невероятным праздником! Чего только стоят его «Люди и манекены», смотрел эту картину несметное количество раз. До сих пор он для меня остался первым, самым главным, о нем можно говорить бесконечно, а с кем –то из великих я даже работал.
Бывали ли с вами курьезы на съемках в России, Израиле?
– В израильском кино снимался немного, но в моей биографии запечатлена интересная картина «Паамаим Бускила» ( дважды Бускила ), которой уже двадцать лет, потрясающего режиссера, с ним было очень здорово работать. Все происходило в Эйлате, и по сценарию я должен был сорваться с парапета, что я и сделал, потом упал на крышу, долго скатывался по ней, пролетел 3.5 метров до глубокого бассейна и наконец, с дикими брызгами рухнул в воду. Первой мыслью, когда вылезал весь мокрый стало – «А нужен ли второй дубль?» И когда кто-то крикнул – «Стоп, снято!» – безумно обрадовался, потому что повторить такой трюк вряд ли смог бы. Вот такая забавная, яркая история.
Что касается создания фильмов в России, где снимался гораздо чаще, три года назад стал актером военной драмы «Моисей Коля» режиссера Сергея Белошникова, повествующей об известных событиях 1942-го года, а именно о подвиге советского политрука Николая Киселева, который в 1942-м году вывел с оккупированной немцами территории 218 белорусских евреев. Дочь Киселева читала сценарий, положительно к нему отнеслась. И во время тех съемок меня накрыло невероятное ощущение, ставшее значимой частью актерской копилки: в одной из пейзажных сцен актерская группа «спасенных Киселевым евреев» сидела под дождем, в унылой деревне, в серую, слякотную жуткую погоду, к нам подходили актеры, переодетые в советских солдат 1942-го года, предлагая хлеб, и со мной произошла совершеннейшая трансформация, настолько вжился в свое амплуа, что полностью перенесся в то страшное, кровавое время, не в силах отделить реальность от игры, казалось, я – на самом деле один из выживших, спасенных от смерти великим человеком, а за окном стоит 1942-й год. Но заранее зная, что придет 1945-й, шептал себе – «Только не погибни, доживи до Победы, мир обязательно наступит!»
Хорошо ли выучили иврит, отправившись на историческую родину?
– Новому репатрианту невозможно его выучить идеально, тем более, современный иврит – достаточно подвижен. К моему стыду познал его ровно на столько, на сколько этот язык помогал в быту, исключая какие – либо сложные, специфические вещи, я способен общаться на нем лишь на определенном уровне. Уверен, непременно нужно находиться в социуме, чтобы поддерживать свои знания, окунаясь в языковую среду с головой, и хотя давно не живу на Святой Земле, мне весьма дорог Израиль, для меня это государство – не пустой звук.
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать достойный актер?
– Достойный актер должен верить в то, что делает, быть грамотным, воспитанным, умным, находиться в материале, виртуозно и легко перенося зрителей в волшебную атмосферу кино. И здесь совсем неважно, какой театральный ВУЗ у него за плечами, существует масса примеров, когда роскошные артисты и без театрального образования, специальных дипломов становятся кумирами поколений, многие их любят и знают.
Принимал ли кто-то из ваших родных участие в Великой Отечественной Войне, затронул ли ваших предков Холокост?
– Своего родного отца видел раз в жизни, когда тот приехал меня навестить в Бельцах, но особой тяги к его семье у меня, по понятным причинам, не имелось. Зато меня воспитывали две чудесные женщины, родная мама и ее старшая сестра, которую также называл мамой, а мужа своей тети ( второй взрослой «мамы» ) считал папой. В детстве он уделял мне очень много времени, а сам прослужил в общей сложности 37 лет в рядах советской армии. Благодаря ему я заранее благостно относился к службе, и когда настал мой черед отдавать долг Родине – отправился в армию с удовольствием. Тетин супруг, которого называл папой рано ушел из жизни, прежде научив меня не опаздывать, быть опрятным, заложил в моей душе определенное отношение к миру, семье, женщине, матери, стремление к трудолюбию, ответственность к выполняемой работе. Старшая «мама» была скорняком, а моя родная мама, ее младшая сестра трудилась на кишиневском комбинате искусственных кож, занималась сапогами, ботинками, туфлями, в свое время показала мне, как правильно шить, ремонтировать обувь. Холокост моей семьи не коснулся, но по большому счету обладаю не очень богатыми сведениями на этот счет, возможно родные что-то нарочно скрывали, желая поберечь мои нервы. У моей бабушки родилось семь детей, но выжило только трое. Близкие спаслись от немцев, так как находились в эвакуации в саратовской области. Знаю, в процессе долгой дороги туда умерла моя прабабушка, а дед ушел на фронт в 1941-м году, и через пару лет бабушка получила печальное уведомление, что ее муж пропал без вести.
Вас узнают на улицах?
– Бывает, и даже просят автограф, прямо в магазине! ( смеется* ).
Читайте также