“В шалашах живите семь дней, чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел Я их из Египта”.
Сорок лет странствовали праотцы наши по пустыне, шли к неведомой земле, ели небесный “хлеб”, пили воду из чудесного странствующего источника и жили под звездами.
Это еще что за ностальгия? Хорошо ли быть бездомным? Чего уж хорошего.
А вот контрвопрос: хорошо ли жить безбедно? Здесь интуитивный ответ “Да!” оказывается отнюдь неоднозначным.
Рабби Мендл из Кандинова говорил: моя бабушка всегда, зажигая субботние свечи, всегда молилась о том, чтобы потомки ее не были богаты. Ее молитвы были услышаны и все ее внуки вышли нищими праведниками.
Мудрецы, комментируя начало Торы (рассказ о змее-искусителе, “прахом будешь питаться”) говорят: Всевышний проклял змея изобилием пищи. Тот, у кого все есть, не нуждается в Б-ге и не видит Б-га.
Благословение богатством может обернуться проклятием безверия. Человеку трудно жить в бедности, но трудно жить и в ситуации изобилия и собственного “всемогущества”.
Полезно видеть границы собственных возможностей, полезно жить в рамках. В современном культурном контексте ощущение зависимости и ограниченности воспринимается как унижение. Человек провозглашен главной ценностью, ему можно все, а если нельзя, но очень хочется, то тоже можно. Стремление к абсолютной свободе, может быть, вполне легитимно. И если бы каждого из нас спросили: хочешь быть рабом или свободным, все предпочли бы свободу. Но жизнь предлагает иной выбор: быть рабами Всевышнего или рабами рабов.
Иудаизм предлагает человеку не обольщаться иллюзией, что все зависит только от него, но и не впадать в бездеятельный фатализм. Поэтому в Суккот мы и сидим не в доме, и не под открытым небом, а в построенном своими руками шалаше. Не без крова, но и крыша над нами та еще – течет в дождь, да и от солнца не защитит. Кстати, отличная крыша: каждая холодная капелька, падающая на темечко, напоминает о том, что есть над нами Власть и Воля Творца.
Правило, сформулированное мудрецами: “кто не желает быть рабом Всевышнего будет рабом людей”, работает неумолимо. Жизнь трудна и даже заядлый оптимист очень скоро убеждается в том, что не все козыри в его руках, что не все желаемое становится реальностью. Если ты не веришь, что Всевышний правит миром, значит все неопределенные функции в нашей жизни представляются игрой земных сил: стихии, людей, властей. Ты искал свободы от Всевышнего? Изволь, но тогда прими с покорностью зависимость от тысячи частностей.
Не хочешь служить Одному? Служи тысяче: начальству, жене, погоде, банкам, пробкам на дорогах, болезням и врачам.
В этом и состоит один из многих уроков осеннего праздника Суккот: строй сам себе крышу, не полагаясь на Всевышнего, но, с другой стороны, имей в виду, что Его дождь и Его солнце найдут в построенной тобой кровле прорехи. Заботься о будущем, но отдавай себе отчет в том, что мы предполагаем, а Он располагает. Иудаизм, ставящий во главу угла деятельность, инициативу человека, предостерегает как от пассивности, так и от самонадеянного “активизма”.
Казалось бы, тот, кто безоговорочно принимает власть Всевышнего, должен утратить свободу выбора. На деле же только он реализует ее полностью. Ведь он принимает на себя не только бремя выбора и ответственности, но и вполне осознает естественные ограничения, границы своих сил и возможностей.
Вот такая диалектика: между рабством и свободой, между кровлей и открытым небом.
Р-н Александр Фейгин