Рассказывают, что во время пребывания Алтер Ребе в заключении однажды явились к нему из «мира истины» Баал Шем Тов – основатель хасидизма и Магид из Межерич – преемник Баал Шем Това и учитель Алтер Ребе. Алтер Ребе спросил их: «Почему мне приходится сидеть в заточении и что от меня требует Всевышний?». В ответ он услышал, что против него возникло серьезное обвинение свыше в широком и в доступной форме распространении хасидизма. Тогда спросил Алтер Ребе: «Значит ли это, что после освобождения я не должен говорить слова хасидизма?» Ответили ему: «Начав – не прекращай! И более того, выйдя отсюда, говори больше прежнего». Таков рассказ.
Таким образом, обвинение Алтер Ребе в раскрытии хасидизма, возникшее в высших духовных мирах, послужило истинной причиной его ареста здесь, в нашем материальном мире. Видя силу этого обвинения и понимая, что Всевышнему, вероятно, неугодна его деятельность, Алтер Ребе засомневался, не следует ли действительно прекратить ее. Но его учителя указали ему, что, наоборот, он должен учить хасидизму больше прежнего.
На первый взгляд, требуется объяснение. Ведь обвинение такого рода уже возникало во времена, когда еще учитель Алтер Ребе Магид стоял во главе хасидов. Рассказывают, что один из рукописных свитков, содержащих хасидское учение, был найден однажды в куче мусора. Этот случай стал поводом для появления в высших мирах обвинения против Магида в том, что он распространяет «тайное-тайных», не заботясь о сохранении должного уважения к святости этого учения, говоря словами пророка Иермиягу: «Разбросаны камни священные по углам всех улиц» (Эйха, 4:1). Но Алтер Ребе опроверг это обвинение, поведав притчу о царском сыне. Вот она вкратце.
«Однажды послал царь своего сына в заморские страны выучиться там разным наукам и премудростям. По прошествии некоторого времени дошел до царя слух, что его сын смертельно болен. Все самые знаменитые и искусные лекари уже отчаялись спасти его, однако пришел к царю человек и сказал, что ему известно одно единственное лекарство, которое сможет вернуть царского сына к жизни. Но для его приготовления потребуется взять из царской короны самый большой и красивый драгоценный камень, от которого зависит все ее великолепие, растереть его в порошок, смешать с водой и влить полученную смесь в уже сомкнутые судорогой уста царского сына в надежде, что хотя бы одна единственная капля не прольется на землю, а проникнет внутрь и спасет его жизнь».
Так же и в нашем случае, несмотря на то, что распространение тайн Торы подобно растиранию в порошок драгоценного камня из царской короны, но все же стоит делать это, дабы спасти жизнь «царского сына» – еврейского народа.
Из ответа Алтер Ребе на обвинение против Магида становится понятно, что распространение хасидизма было необходимо для поколения, поскольку уже тогда жизни «царского сына» угрожала смертельная опасность. И если даже для того поколения это был вопрос жизни или смерти, то во времена Алтер Ребе, исходя из принципа уменьшения духовности поколений (трактат «Шаббат», 112б), необходимость «лекарства для царского сына» еще более возросла.
Таким образом, распространение хасидизма (растирание в порошок драгоценного камня из царской короны) стало для следующего поколения еще более важным и необходимым для спасения жизни «царского сына».
(из сборника бесед Любавического Ребе – перевод “Мерказ Гутник”)
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
19 кислева – Новый Год Хасидизма
Главная / 19 кислева - Новый Год Хасидизма