В воскресенье 3 декабря в зале отеля «Марриотт Империал Плаза» состоялся праздник по случаю дня освобождения Альтер Ребе – основателя хасидского двора Хабад из Петропавловской крепости. Праздник этот известен так же, как Новый год Хасидизма.
В этот день, 19 Кислева 5559 года (16 ноября 1798), был освобожден из Петропавловской крепости рабби Шнеур-Залман из Ляд. Алтер Ребе, создатель учения Хабад (аббревиатура слов хохма – мудрость, бина – понимание, даат – знание), первый Ребе, положивший начало Любавичскому движению, находился в заточении 53 дня. По клеветническому доносу его обвиняли в государственной измене, подрывной деятельности и шпионаже в пользу Турции. Специальная комиссия, созданная для расследования дела “опасного преступника”, отвергла все эти обвинения, признала Алтер Ребе полностью невиновным. Указ об освобождении узника был подписан самим царем. Павел I нашел возможность встретиться с еврейским мудрецом и проникся к нему глубоким уважением. Окончательно Ребе вышел на свободу и присоединился к своим хасидам лишь 20 Кислева, поэтому праздник отмечается 2 дня – 19 и 20 Кислева.
Праздничные мероприятия начались в отеле ещё с утра – центр изучение Торы “Тора Центр” организовал увлекательную конференцию с уроками на самые разные темы. Параллельно шло несколько уроков на русском и иврите, так что каждый мог выбрать тему по душе. В призме хасидского учения рассматривались и обсуждались разные актуальные темы: искусственный интеллект, освобождение заложников, финансовые операции и обмен валюты.
Организаторы подошли очень основательно к тому, чтобы слушателям было наиболее комфортно – в перерывах были организованы кошерные кофе-брейки, завтрак и обед.
После окончания конференции и небольшого перерыва в банкетном зале гостиницы был грандиозный праздничный банкет в честь Нового года Хасидизма. К сожалению, далеко не каждый желающий смог попасть на этот банкет, ведь пригласительные билеты закончились уже на следующий день после того как они поступили в Бейт Хабады, и во многих еврейских группах в социальных сетях в последнюю неделю одним из главных вопросов был: “Нет ли у кого лишнего билетика?”
Началось торжество с оригинального выступления креатив студии танцующих художников TREC STUDIO. Под традиционную хасидскую музыку они исполнили оригинальный танец, в процессе которого каждый из артистов элегантно добавлял штрихи к непонятной поначалу картинке. После окончания танца картинки соединили и вышел портрет Алтер Ребе – первого Любавичского Ребе, освобождение которого из царской тюрьмы и празднуется 19-20 Кислева. Этот портрет в конце вечера разыграли в лотерее и счастливый победитель смог унести его
домой.
Ведущий вечера, раввин Мордехай Вайсберг, пригласил на сцену первого гостя – раввина Давида Вайтмана посланника Ребе в Сан-Паоло (Бразилия). В советские времена, когда граница страны была на замке, но в неё пускали туристов – Ребе часто отправлял в Союз своих посланников, которые привозили евреям, находившимся здесь, еврейские книги, талиты, тфилины, цициты, мезузы, этроги, шофары и другие еврейские принадлежности, без которых еврейская жизнь невозможна. Раввин Вайтман неоднократно бывал таким посланником-туристом. Со сцены он рассказал о некоторых своих приключениях в Москве и Ленинграде, о евреях, которых он встретил там, о том как его и его соратников обыскивали на границе, зачастую забирая часть вещей, которые казались представителям властей наиболее “опасными”. Также он рассказал о фильме, который он записал на любительскую камеру и потом отвёз Ребе в Нью-Йорк. Он предложил евреям записать своё обращение к Ребе и пообещал доставить запись по адресу. Он рассказал с какой серьёзностью евреи приняли это предложение и о том с какой любовью Ребе отложил все свои дела накануне Рош-а-Шана и смотрел эти записи.
Вторым приглашённым гостем вечера был раввин Шломо Гальперин из Нью-Йорка. Он, рождённый в советской России, рассказал о своей семье и о том как в его семье хранили еврейство. С малых лет он, будучи ребёнком, прекрасно понимал в какое время и в каком месте они живут, и, несмотря на окружения и преследования, он вырос настоящим хасидом. Из его рассказа мы узнали, что одним из традиционных угощений на 19 Кислева на подпольных фарбренгенах была гречневая каша, хотя дело, возможно, не в традиции, а в том, что это была, пожалуй, самое доступное угощение. Раввин Гальперин рассказал одну историю из которой мы черпаем знания о том с какой заботой мама Ребе – ребецн Хана – относилась к своему сыну.
Затем было то, что кто-то назовёт перерывом на еду, кто-то назовёт перерывом для того, чтобы выйти из зала сделать важный звонок, на самом же деле далее началось самое главное, ради чего все собрались на праздник – весёлая музыка и танцы. Музыканты из Израиля действительно знали своё дело и знали как и чем можно разогреть танцпол.
Время после перерыва было посвящено ещё одному гостю праздника – раввину Дорону Перецу из Израиля. Его семья переживает сейчас очень трудные дни, поскольку их сын Даниэль был похищен 7 октября террористами Хамаса и с тех пор о его судьбе ничего не известно. Раввин Перец принял приглашение нашей общины присоединиться к торжеству и рассказать о тех тревогах, которые переживает сейчас его семья. Сперва могло показаться, что его приезд в Москву нужен для того, чтобы наша община могла выразить ему нашу поддержку (и он её действительно получил), но его пламенная речь о том как можно совмещать в сердце и тревогу по поводу пленённого сына и бесконечную благодарность Всевышнему за спасение от рук террористов другого сына скорее поддержало всех присутствующих.
Во время вечера были произнесены многие молитвы за мир в Израиле и за скорейшее освобождение из заточения всех жертв терроризма.
Под конец вечера (а точнее перед “Биркат а-Мазон” – благословением после еды) был проведён розыгрыш доллара, полученного из рук Ребе его секретарём раввином Биньйомином Кляйном. Каждый входной билет являлся также и лотерейным билетом и удача улыбнулась одному из нас.
Официальную часть сменили песни и танцы, которые плавно перетекли в фарбренген, продолжавшийся до двух часов ночи – традиционное хасидское застолье с “лехаимом”, вкусной едой и словами Торы. На этом фарбренгене раввин Шломо Гальперин рассказывал ещё много интересного из своей молодости и из жизни старых хасидов, с которыми ему посчастливилось быть знакомым.
Читайте также