Авторизация

×

Регистрация

×

Куда деваются записки из Стены Плача?

01 сентября 2016 / Иудаизм / Классика иудаизма / Земля Израиля
search
petekkotel-2

Каждый день почтовые отделения Израиля получают десятки писем со странными адресами: «Дорогому Б-гу», «Небесам», «Б-гу в Иерусалиме», — в зависимости от вкусов и фантазии отправителя. По заверениям израильского почтового управления, что все такие письма, адресованные «Б-гу», доставляются к Стене Плача и вкладываются в расщелины между ее огромными камнями.

Основная масса писем к Б-гу все же отправляется «вручную», т. е. вкладывается в щели меж камней самими посетителями Котеля (так называется Стена Плача на иврите). Религиозные люди составляют меньшинство таких «клиентов» Б-га и Его Стены. Большинство же отправителей — туристы (евреи и неевреи) и экскурсанты из городов Израиля и других стран. Либо школьники, организованно приведенные сюда учителями и не менее организованно подготовившие в классе свои очень важные детские просьбы: справиться с контрольной, получить в подарок игрушку или помириться с одноклассницей… Заботы большинства взрослых тоже вполне практичны: кто-то хочет устроиться на хорошую работу, кто-то — повстречать, наконец, своего суженого, кто-то — успешно перенести операцию и выздороветь, кто-то — выиграть в лотерею…

Котель и святые места Израиля курирует раввин Шмуэль Рабинович. Он объясняет свое отношение к обычаю вкладывать в стену записки с просьбами так: для не умеющих молиться это зачастую единственная возможность выразить свое религиозное чувство, своеобразная молитва. А потому он не усматривает в этом «суеверия» или «невежества».

И все же интересно было бы узнать, когда возник этот обычай. Кто положил ему начало и почему принято считать, что записанные и вложенные просьбы и молитвы обязательно не останутся без ответа? И куда деваются все эти записки потом?

В записках еврейского путешественника Биньямина из Туделы, посетившего Эрец Исраэль в 1168 году, есть любопытные сведения, касающиеся иерусалимских обычаев. В числе прочих, он рассказывает об обычае вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствия. Бытовало поверье, что это талисман, охраняющий от опасностей в пути. По возвращении домой было принято вытаскивать свой гвоздь из стены. Еще один обычай — писать или выбивать на камнях Котеля имена больных и вообще нуждающихся в помощи свыше. До сих пор на камнях можно найти около сорока надписей с выбитыми именами.

Раввины Иерусалима осуждали эти странные поверья и считали такие действия осквернением святыни, а в качестве альтернативы предлагали вкладывать записки. Предполагают, что это и стало началом ныне бытующего убеждения в действенности такой своеобразной молитвы.

Однажды великий мудрец и каббалист, автор книги «Ор Ахаим» рабби Хаим бен Атар, попросил своего ученика рабби Хаим Иосеф Давид Азулай (Хида) положить в щель между камнями Котеля записку следующего содержания: «Шхина, прошу, помоги повлиять на такого-то сына такого-то». И подпись: Хаим бен Атар. Хида утверждает, что эта просьба исполнилась.

Ну а куда же деваются эти записочки потом? Ведь их так много, что иной раз некуда положить еще одну. Дважды в год (на мой взгляд, не помешало бы это делать чаще) их собирают и хоронят в гнизе (захоронение священных текстов) на Масличной горе, как принято поступать со всеми святыми текстами, в которых упоминается имя Б-га.

 
 
Р-Н ЙОСЕФ ХЕРСОНСКИЙ
http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/2562770
 
Читайте также

Оставить комментарий