Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Высшая достоверность

29 марта 2017 / Еврейские праздники / Шавуот / Уроки праздника
search
GdDr7246347

Р-н Эли Коган

В минувший День Победы я вдруг почувствовал себя очень старым. Глядя в интернете на фотографии чествуемых ветеранов, я вспомнил, что застал еще те времена, когда в школы приглашали участников штурма Зимнего Дворца. В другой праздник, конечно. Потом я наткнулся на статью о множестве усыпанных наградами шестидесяти-семидесятилетних “ветеранов” войны, закончившейся 69 лет тому назад, и прочих ловкачах. И благостные лики трижды героев напомнили мне читанное давным-давно о том, что захватывающий сюжет о штурме Зимнего был лишь плодом режиссерского творчества Мейерхольда, ставившего уличные действа к годовщине Революции. Так это или не так на самом деле – не важно, теперь это история.

Современные технические медийные средства дают возможность создавать историю, прекрасно обходясь без уличных постановок. При этом и охват аудитории совершенно несопоставимый. Как видно на примере информационного оформления Россией своих нынешних геополитических подвигов, идеологически монохромное телевидение запросто позволяет погрузить десятки миллионов человек в реальность новоимперской Матрицы. В то же время и великое прошлое также становится материалом весьма податливым, ведь история – как ее напишешь, такой она и будет.

Это, конечно же, не единственный пример. Каждое государство и любая идеология старается создать свою историю. Так было всегда. Еще две тысячи лет тому назад опровергаемый Флавием египтянин Апион в своих трудах изобличал евреев в оголтелом жидобандерстве и рисовал историю Египта мазками столь же щедрыми, сколь и малодостоверными. Если верить Флавию, конечно…

Можно ли вообще быть уверенным в достоверности чего бы то ни было из того, что мы знаем о человеческой истории? В определенной мере и с определенной вероятностью, наверное, да. Но чем в большей степени то или иное историческое событие или явление несет идеологическую нагрузку, тем меньше эта мера и ниже вероятность этой достоверности.

Религия является, пожалуй, одной из самых сильных форм идеологии. Так называемые мировые религии берут свое начало в Синайском Откровении – важнейшем событии в истории человечества. И как бы это ни было парадоксально, но именно его, наверное, можно назвать самым достоверным историческим событием.

Это убеждение основывается вовсе не на уважении к источнику информации, Торе, а на том, как эта информация дошла до нас сквозь три тысячелетия. Мы не нашли Тору где-то в хранилище или на раскопках и вдруг узнали о том, как тридцать три века тому назад на глазах у миллионов свидетелей Творец даровал Свой Закон на горе Синай. Мы получили ее от предыдущего поколения – от миллионов людей, хранивших и передавших нам свидетельство о факте, свершившемся в присутствии миллионов, которое они в свою очередь получили от поколения, предшествовавшего им, и т.д. И эта рекурсивная структура индуктивно возвращается к уровню первого поколения, к людям, непосредственно наблюдавшим Откровение и обязавшимся передать это свидетельство своим детям.

Каждое поколение, каждое звено этой цепочки, соединяющей точку Начала с современностью, включало в себя сотни тысяч носителей этой информации, получающих ее от уровня предыдущего и передающих следующему с исключительной скрупулезностью. В Талмуде описывается, как один из мудрецов велит сыну отречься от части того, чему он его научил: он получил это от сорока учителей и мог научить сына, сын же узнал это лишь от него и не имеет права передавать дальше. Чтобы не нарушать достоверности.

Такой институт передачи свидетельства не гарантирует сохранение полноты информации, но исключает примеси и искажения, а также возможность подделки. Представьте себе, как где-то, скажем, в Вавилонском изгнании группа “составителей” выносит на суд современников Тору, в которой написано, что она была дарована несколько веков назад при скоплении великого множества людей, каждый из которых обязался передать это свидетельство следующим поколениям. Тут даже не столь важно, что помимо прочего этот труд на минуточку содержит сотни заповедей, которые вдруг надо начинать исполнять. Да первой же реакцией современников было бы: “Почему мы впервые об этом слышим?!.”

Мы слышим об этом из поколения в поколение и повторяем эти слова из года в год. Праздник Шавуот отмечается в день Дарования Торы, и чтобы правильно его отметить недостаточно угоститься сырниками, а нужно прийти в синагогу и услышать чтение Торы. И тогда в годовщину самого достоверного события в истории человечества, во время чтения Десяти Заповедей можно запросто испытать состояние дежавю и вдруг почувствовать себя очень старым. Трехтысячелетним носителем свидетельства.

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

Месяц Элул - проверяем мезузы

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11