Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Вильнюс – «Северный Иерусалим»

02 ноября 2017 / Главная / Jewrnal / Это интересно
search
P1170265-vi

Многие города по той или иной причине сравнивают с Иерусалимом. Например, Майами, где я сейчас живу, получил название «Американский Иерусалим». А вот древний Вильнюс именуют Иерусалимом Северным.

Вильнюс сыграл огромную роль в истории европейского еврейства, пойдя все традиционные для такого города этапы развития: от постепенного расцвета и увеличения влияния до погромов, гетто и советского антисемитизма. Этот город — ценный экспонат в моей коллекции еврейских мест.

Евреи появились на этом месте еще в 14 веке. В 1326 году строится гостиный двор, в 1483 открывается еврейское кладбище, а в 1573 начинается возведение Большой синагоги, ставшей впоследствии центром еврейского квартала. К концу 16 века образуется еврейская община. В 1593 году евреи получают привилегию короля Зигмунда Вазы, разрешающую заниматься торговлей и покупать, а не только арендовать, дома. Также было подтверждено право иудеев иметь свои молельные дома, кладбища, бани и мясные лавки. Именно тогда Вильнюс, известный в еврейской общине как Вильно, стали называть Северным или Европейским Иерусалимом.

Среди прочих причин этого наименования была, согласно легенде, следующая: в одно время в городе жили 333 еврея, знавших наизусть весь Талмуд. К 18 веку Вильнюс стал мировым центром талмудической учености. Здесь жил самый прославленный законоучитель того времени рабби Элиягу бен Шломо-Залман. Его ещё называют Виленским Гаоном. Гаон означает «», а в современном иврите «гений».

После того, как в 1795 году Литва оказалась под властью России, условия жизни литовских евреев оставались лучшими, нежели у их единоверцев в самой империи. Литва принадлежала к включенным в черту оседлости регионам. Здесь не запрещалось развиваться еврейской культуре. Например, печатные прессы для издания еврейской литературы разрешены были только в двух городах России: в Киеве и в Вильнюсе.

В 1918 году в Литве была восстановлена независимость. Межвоенный период литовской истории называли золотым веком местного еврейства. Иудеи составляли примерно половину населения столицы. В правительстве даже была должность министра по еврейским делам.

В 1925 году в Вильнюсе был основан Еврейский научный институт, среди членов правления которого были Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд.

Период расцвета резко сменился периодом геноцида и массового уничтожения евреев. 24 июня 1941 года, на третий день после нападения Германии на СССР, фашистские войска вступили в Вильнюс. Еще до образования гетто нацисты уничтожили около 30 тысяч иудеев, проживавших в городе. В сентябре 1941 года было создано два гетто: «большое», куда согнали 30 тысяч человек, и «малое», где заключенных было 10 тысяч. В октябре 1941 года «малое» гетто было ликвидировано. К концу сентября 1943 года окончательно ликвидировали и «большое» гетто. Часть узников перевезли в концлагеря в Эстонии, часть расстреляли в Паняряй, часть направили в лагеря смерти в Польше. 94% еврейского населения Литвы были уничтожены в 1941-1944 годах.

Сейчас память о гетто хранят узкие средневековые улочки бывшего еврейского квартала, расположенного в центре Старого города. Странные поперечные арки, перекинутые через улицу от здания к зданию, напоминают Иерусалим. На некоторых домах можно различить полустертые надписи на идиш. Многие здания этого квартала не пострадали во время войны и сохранились в первозданном виде. Например, в очаровательном домике, где сегодня расположен театр кукол «Леле», был театр вильнюсского гетто… Сегодня мемориальная доска в виде карты гетто рассказывает всем прохожим, на каких конкретно улицах оно располагалось.

Особое место в бывшем еврейском квартале занимает ничем внешне непримечательный старый двухэтажный дом зеленого цвета. Большинство горожан понятия не имеют, что здесь находится. Это Музей Холокоста. Кроме фотографий и документов, рассказывающих о трагедии литовских евреев, большая часть экспозиции посвящена людям, спасших евреев от смерти. Перед музеем установлен памятник Тиунэ Сугихара, получившему звание Праведника мира. Этот японский дипломат, служивший в должности вице-консула Японской империи в Каунасе, помог более чем 6000 польских и литовских евреев избежать гибели. Он выдавал транзитные визы, по которым люди могли выехать на Дальний Восток через территорию СССР.

Трагедии Холокоста посвящен еще один уникальный музей. Находится он в подвале Еврейского культурно-информационного центра. Здание восстановлено по чертежам существовавшего на этом месте еврейского дома, разрушенного во время Второй мировой войны. Дом находился на территории гетто. Спасаясь от фашистов, евреи вынуждены были прятаться в темных тесных подвалах, где часто нечем было дышать. Такие тайные укрытия назывались «малинами» (ничего общего с воровскими притонами они, естественно, не имели). В переводе с иврита «малон» –  гостиница, место для ночлега. Отсюда и произошло название  этих убежищ.  Первые «малины» были примитивными тайниками, но со временем они усовершенствовались и превращались в настоящие подземные жилища.

Уничтожая гетто, нацисты взрывали дома. Сотни людей, скрывавшихся в подвалах, были погребены заживо. В память о них открыта единственная в своем роде экспозиция «малина». В аутентичных стенах воссоздан интерьер укрытия, показан быт прятавшихся от смерти людей. В соседнем зале подвала можно прослушать лекцию о Холокосте. В этот музей водят на экскурсию вильнюсских школьников. На детей это производит очень сильное впечатление, чему я сама была свидетелем при посещении этого уникального музея.

Рассказывая про музеи Северного Иерусалима, нельзя обойти молчанием Еврейский музей имена Виленского Гаона. В 20 веке предпринималось три попытки  создания музея еврейской культуры в столице Литвы. Первый музей был открыт в 1913 году и проработал до начала Второй мировой войны, во время которой была уничтожена вся его огромная коллекция книг, картин, предметов народного искусства.

В 1944 году выжившие в войне люди создали музей заново, поставив целью возродить еврейскую культуру и сохранить память о погибших во время Холокоста. Но уже в 1949 году музей был закрыт по приказу советских властей, проводивших политику антисемитизма. Коллекция была распределена между архивами и другими музеями Литвы.

И, наконец, в 1989 году был открыт третий музей, во главе которого встал руководитель министерства образования и культуры. Теперешняя коллекция имеет четыре раздела: фотографии памятников культуры и важных политических и культурных событий; коллекция старинных предметов для совершения религиозных обрядов; собрание печатных изданий и рукописей и коллекция графики, живописи и скульптуры еврейских авторов. Музей занимается издательством книг по еврейской истории, в первую очередь – Катастрофы.

Существует в Вильнюсе также и Еврейский общинный центр, размещенный в красивом трехэтажном особняке. Здесь проходят выставки, лекции, семинары на еврейские темы. Из действовавших в «Золотой век» Северного Иерусалима более 100 синагог сейчас осталась одна. Называлась  она «Тахарат Хакодеш» (очищение святыни). По примеру синагог Германии, в которых в то время начал формироваться реформаторский иудаизм, обряды сопровождались хоровым пением. Поэтому синагогу назвали Хоральной. Разрешение на ее открытие иудеи получили в 1847 году, но построена была не сразу. В 19 веке действовала Тахарат Хакодеш в разных помещениях, и лишь в 1903 году к празднованию Рош-а-Шана  состоялась «инаугурация» синагоги.

Построена Хоральная синагога в модном тогда мавританском стиле. Интерьер стилистически повторяет внешний облик здания: те же колонны и плавные арки. В период развития независимой Литвы синагога была отреставрирована и сейчас сюда приезжают петь всемирно известные канторы.

Надо отметить, что откровенно антисемитская политика советской власти радикально изменилась на последнем этапе Перестройки в СССР. В 1988 году было учреждено Общество возрождения еврейского самосознания «Ткума». В Вильнюсе открылись официальные курсы изучения иврита, еврейская библиотека. В 1989 году состоялось учредительное собрание Общества культуры евреев Литвы, в 1991 году преобразованное в еврейскую общину Литвы.

В 1989 году возобновил свою деятельность спортивный клуб «Маккаби», появившийся в Вильнюсе еще в 1916 году. Начала восстанавливаться еврейская пресса. С 1989 года выходит газета «Литовский Иерусалим» на русском, идиш, литовском и английском языках.

Сегодня еврейская жизнь в Вильнюсе буквально бурлит. Здесь открыты еврейские детские сады и школы, Центр изучения иудаики при Вильнюсском университете. Постоянно проходят международные форумы и конференции, посвященные геноциду евреев. Одна из площадей города переименована в площадь Жертв гетто.

И, конечно, рассказывая про евреев Вильнюса, я обязательно должна упомянуть про Цемаха Шабада. Если кто не знает (а лично я не знала об этом до своего приезда в Вильнюс), то у любимого всеми с детства Доктора Айболита  был реальный прототип: друг Корнея Чуковского, известный вильнюсский врач и общественный деятель Цемах Шабад. Среди его потомков балерины Майя Плисецкая и Анна Павлова и шахматист Михаил Ботвинник.

Первый поставленный ему памятник в виде бюста находится сейчас в музее имени Виленского Гаона. А в 2007 году был открыт тот самый памятник, про который сегодня знают все горожане. Поставлен он на том месте, где, согласно свидетельству Чуковского, доктор спас кошку, ловко вытащив пинцетом рыболовный крючок, застрявший у нее в языке. Памятник изображает доктора и маленькую девочку с котенком на руках. Высота скульптуры около 170 см. У ног памятника находится небольшая гранитная пирамида с надписями на литовском, английском, иврите и русском.

Автор: Сара Глезина

 

 

 

 

 

Читайте также

Медиа

Молитва 10 Швата

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11