Авторизация

×

Регистрация

×

Ваша связь с еврейским миром

Великий и неприрывный

29 марта 2017 / Еврейские праздники / Шавуот / Уроки праздника
search
anochi

В этой главе Моше напоминает еврейскому народу о даровании Торы на горе Синай, о Б-жественном Откровении. Голос Творца, звучавший с горы Синай, Моше описывает, как «голос великий и непрерывный». Мидраш приводит несколько истолкований этой «непрерывности». По одному объяснению, это был голос, который «разделился на семь голосов, а они разделились на семьдесят языков». По другому комментарию Мидраша, этот голос не прервался, а продолжает открываться в любую эпоху через пророков и мудрецов в каждом поколении — «он есть источник всех пророчеств».

Как известно, все рассказы Торы несут в себе поучение, необходимое нам для служения Творцу. В чем же урок того, что голос, звучавший при даровании Торы, был «великим и непрерывным»?

Особенность дарование Торы на горе Синай заключается в том, что это было Б-жественное Откровение высшей ступени. Талмуд объясняет речение «Я — Б-г», открывающее десять заповедей, так, что слово «Я» — «Анойхи» является аббревиатурой слов Ана Нафши Кетавит Еавит — «Я Себя Самого написал и дал». Это означает, что во время дарования Торы Всевышний вручил Себя Самого каждому еврею.

Можно, однако, предположить, что такой уровень раскрытия Б-жественности был только во время Синайского Откровения. Все же остальные уровни Торы, раскрытые через пророков и мудрецов более поздних поколений не не обладаю силой Дарования Торы. Конечно, понятно, что эти святые люди не говорили от себя, но «дух Б-жий говорил через них, и Его слова были на их устах», тем не менее мы могли бы подумать, что это не равнозначно воплощению Самого Всевышнего в слова Десяти Заповедей.

На это предположение отвечают слова Торы: «Голос великий и непрерывный». Все части Торы, все учение, и то, которое было в более поздних поколениях, является продолжением этого «великого голоса». В каждом установлении мудрецов Израиля во всех поколениях открывается Сам Всесущий, будто Сам Он их изрек, буквально как на горе Синай. Он пожелал, чтобы определенные постановления открывались именно в тот или иной период истории пророками и мудрецами своего поколения, но все это по сути — тот же «великий голос».

Кроме того, как поясняет Мидраш, «непрерывность» голоса Всевышнего подразумевает перевод Торы на семьдесят языков. Таким образом Тора дает нам знать, что ее слова, относящиеся к народам мира, — семь заповедей сынам Ноаха, к соблюдению которых евреи должны призывать народы мира, — не второстепенно, это также часть «великого голоса» дарования Торы.

Есть в этих словах также намек на тот период времени, когда евреи рассеяны среди других народов мира и говорят на «семидесяти языках». Внутренний смысл этого рассеяния заключается в том, чтобы евреи освятили этот мир и собрали «искры святости», разбросанные в самых разных его уголках. Когда евреи изъясняются на каждом из этих языков, общаясь и пользуясь ими в повседневной жизни, но во имя служения Всевышнему и исполнения Торы — то в этом есть та же сила, что и в «великом голосе», прозвучавшем на горе Синай.

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

Оставить комментарий

Читайте также