Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Родительская любовь

28 декабря 2018 / Главная / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Книга Шмот / Шмот / Уроки главы
search
shie-d

Возможно, мы не обращаем на это внимания, но любой ребёнок оценивает своих родителей. Он, конечно, не сообщает вам свою «оценку», однако мера вашего успеха на этом «экзамене» влияет на его характер, на его последующую жизнь, на жизнь той семьи, которую он сам создаст, на его отношение к окружению, и на его отношение к самому себе.

Недавно один из моих друзей, сын прекрасных родителей, рассказал мне, как он смог оценить родительскую любовь и их связь с ним. Это произошло при необычных обстоятельствах.

«Я решил пожертвовать больному свою почку. Разумеется, с согласия моей жены. Это редкая возможность в самом буквальном смысле выполнить своим телом заповедь спасения чужой жизни, ведь тот человек погибал от почечной недостаточности. Я делал всё втайне, не рассказывал ни родителям, ни другим родственникам.

Всё прошло благополучно. А через несколько дней после операции я позвал своих родителей и рассказал им о том, что сделал. Родители, разумеется, были очень удивлены. Я ожидал, что вслед за удивлением последуют вопросы типа «Почему же ты с нами не посоветовался? Как же ты теперь будешь?» и т.п. Однако моя мать встала и горячо поцеловала меня, а отец взял мою руку и тепло поздравил с великой заслугой. Они оба плакали от нахлынувших чувств. Мои родители делали исходя из внутреннего порыва. Они ни секунды не думали о том, как это их сын совершил такое дело без их родительского согласия. Они не думали о себе. Нет, они видели лишь одно: их сын выполнил важную заповедь, и это принесло им счастье».

*

В начале книги Шмот еврейский народ начинает ощущать тяготы рабства. Всевышний ищет среди евреев человека, достойного быть лидером, достойного передавать Его слова народу; человека, который сможет предстать перед фараоном и провести евреев через трудные времена вплоть до Исхода, дарования Торы и прихода в страну Израиля.

Амрам и Йохевед из колена Леви возобновляют свой брак именно в то время, когда фараон издаёт свой злодейский указ «каждого новорожденного мальчика кидайте в Нил», и у них рождается мальчик. Когда мать больше не может его скрывать, она кладёт его в просмоленную корзину и опускает её на поверхность Нила. По отношению к мальчику, таким образом, воля фараона выполнена. Но мальчик не утонул, его подобрала дочь фараона и воспитала во дворце.

Именно этот мальчик, названный Моше, избран Всевышним для того, чтобы стать избавителем Израиля. Он станет величайшим пророком народа Израиля до наших дней. А почему, собственно, именно он? Ведь Моше говорит о себе: «я тяжёл устами и тяжёл языком», «не человек речей я». И тем не менее он должен вести переговоры с фараоном, он должен говорить с евреями и разъяснять им их будущее!

А вот почему. Когда Моше впервые вышел из дворца и увидел евреев за работой, он, как говорит Тора, «увидел их страдания», и как разъясняет Раши, «стал переживать за них». И как только он увидел египтянина, бьющего еврея, он, не раздумывая, вступился за своего брата, убил египтянина и спас еврея. Это стало известным, и Моше был вынужден бежать в Мидьян, где стал пастухом.

Мидраш передаёт эпизод, случившийся в то время. Из стада убежал козлёнок. Моше пошёл за ним и увидел, что козлёнок побежал к озеру, чтобы напиться. Моше сказал: «Бедняга! Так вот почему ты убежал из стада». Он взял его на плечи и понёс обратно в стадо. И сказал Всевышний: Ты с милосердием пасёшь стада, значит, именно ты будешь пастырем Моего народа. Так внутренний порыв к милосердию сделал Моше лидером.

Вспомним теперь эпизод из предыдущей недельной главы. Яаков благословляет своих сыновей, и Йеѓуде он говорит: «Тебя признают братья твои». Это означает, что братья признают право Йеѓуды на царство. Не Реувен-первенец, не Шимон-боец, не Леви – родоначальник колена священнослужителей. Именно Йеѓуда. Чем же он удостоился этого? Одна из причин – Йеѓуда предложил продать Йосефа в рабство. Это может показаться удивительным: за предложение продать в рабство Йеѓуда получил награду? Но вспомним обстоятельства, в которых это происходило. Братья стремились погубить Йосефа, они сбросили его в глубокую яму, чтобы он умер там медленной смертью. Если бы Йеѓуда просто предложил отпустить его – его не послушались бы. И он предложил вытащить Йосефа из ямы и продать его в рабство. По крайней мере, ещё день, ещё неделю Йосеф будет жить, а там – кто знает, как повернётся его судьба? Этим своим немедленным действием, вызванным инстктивным порывом, Йеѓуда его спас. За это, в частности, он удостоился того, что из его колена произошли еврейские цари.

Милосердие, любовь, доброта. Инстинктивное проявление. Экзамен по этим предметам мы сдаём постоянно. Настоящие родители, настоящие лидеры, настоящий царь – это те, кто не раздумывая проявляет милосердие, любовь и доброту.

Гут шабес,

Шия

Читайте также