Авторизация

×

Регистрация

×

Рош а-Шана 5779

Очередной «секретный проект» Вуди Аллена

11 декабря 2017 / Главная / Jewrnal / Культура
search
allen-av

47-й фильм Вуди Аллена «Светская жизнь» — это легкая, светлая ностальгия по далеким 30-м годам, рассказанная нам с фирменным алленовским обаянием, искрометной иронией и парадоксальной легкостью.  История главного героя — Бобби Дорфмана (Джесси Айзенберг) – у другого режиссера вполне могла бы стать жесткой безнадежной драмой о нереализованных мечтах и безнадежной любви, не имеющей продолжения. Но для Вуди Аллена страдания не самоценны – любая драма оборачивается у него ироничной лирической комедией. Как сам режиссер выразил свое творческое кредо – «Задача каждого художника — найти противоядие от пустоты нашего бытия». И это спасительное лекарство – ирония великого режиссера.

Любопытный факт №1

«Светская жизнь», как и предыдущие фильмы режиссера, снимался в обстановке строжайшей секретности – сюжет и даже название держались в тайне вплоть до премьеры.  Всем членам съемочной группы категорически запрещено рассказывать или даже намекать о том, что же будет происходить в новом фильме Аллена. Вплоть до объявления премьеры на американском Imdb в фильмографии Вуди последний фильм так и значился «очередной секретный проект». 

Хотя сюжет на первый взгляд прост и незатейлив. Время и место действия «Светской жизни»  — любимый алленовский  Нью-Йорк, 30-е годы 20 века.

В центре сюжета — история простого парнишки Бобби Дорфмана из бруклинской еврейской семьи, который приезжает к дяде – актерскому агенту в Голливуде в поисках работы в киноиндустрии. Бобби с восторгом погружается в богемный мир, проводником по которому становится милейшая секретарша дяди — Вонни. Пронизанный солнечными лучами Голливуд, умиротворяющий  джаз, идеалистка Вонни в парящих платьях с волнующим голосом – от всего этого Бобби в мгновение ока теряет голову.

Весь юношеский восторг герой направляет на Вонни – чистая любовь, тактичные ухаживания и ни к чему не обязывающие поначалу свидания.  Ночные беседы глаза в глаза.  Но – все непросто в этом двуликом Голливуде. Наивности героя нет предела, он даже не подозревает, что столь возносимый им объект любви уже давно тайно встречается с его женатым дядей Филом. Классический любовный треугольник, осложненный родственными связями.

Разбитые мечты, возвращение в мрачноватый Нью-Йорк в семью, где мама, конечно же, главная и все время пилит своего мужа, бурчащий, но покорный отец с газетой круглые сутки, старший брат – гангстер, решающий проблемы  при помощи цемента, в котором, исчезают тела неугодных соседей. Но Вуди Аллен не заостряет внимания на неудачах героя – как-то незаметно, стремительно и очень кинематографично жизнь Бобби приобретает новые краски – он становится успешным администратором знаменитого гангстерского ночного клуба. Новая жизнь, новая любовь – счастливая и беспечная семейная  жизнь с радужными перспективами.  

Но ирония жизни согласно велению великого Вуди вновь сталкивает Бонни с Вонни – герою предстоит увидеть, как женский идеал его юности превращается в расфуфыренную голливудскую фифу, часами болтающую несусветную чушь.  Но… вновь – глаза в глаза, и искра, казалось бы, вновь возникает. Какое решение примет алленовский герой? Будем откровенны, абсолютно узнаваемое для поклонников режиссера, но от этого не менее достоверное и по-житейски понятное. Финал вызывает у зрителей  светлую улыбку узнавания правды жизни – да, все так и должно быть. В мире героев  Вуди Аллена – так и должно быть: без страданий на разрыв аорты, без душераздирающих драм. Жизнь-то продолжается. И она – неплоха, как ни крути.

Персонажи «Светской жизни», как и всегда у режиссера, нерешительные, рефлексирующие, зацикленные на своих сиюминутных желаниях, и одновременно в этом они невероятно обаятельны  и импульсивны . Совсем не героичны и от этого пронзительно правдоподобны.

Актерский ансамбль, как и всегда у Вуди, безупречен:  Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Стив Карелл, Дженни Берлин —  все они создают невероятную атмосферу жизни, пронизанной  нежностью, любовью, нелепостью и парадоксальностью.

«Светская жизнь» — это  классическая  сказка о любви,  пропущенная сквозь призму ироничной философии мэтра. Любовь, которую жаждут, обретают, теряют, вновь находят и опять же теряют.  «Жизнь – комедия, написанная писателем-садистом»,  — констатирует один из персонажей.

Тонкий юмор, пространные, но легкие для восприятия диалоги, излюбленные темы, ирония  каждой сцене, трогательная рефлексия  – «Светская жизнь» безупречно вписывается в общую картину творчества Вуди Аллена. Но, одновременно с этим, это – по-новому пронзительная история, открывающая режиссера с неожиданной стороны.

Любопытный факт №2

Вуди Аллен последние 30 лет своей карьеры выпускает фильмы по единой схеме — по одной картине в год. Запуск картины «Светская жизнь» произошел в конце лета 2015 года, а уже в начале 2016-го – режиссер ее завершил.

Любопытный факт №3

Вуди Аллен относится к той категории режиссеров, для которых съемки на пленку  всегда были делом профессиональной чести. Однако «Светская жизнь» была снята на цифровую камеру – пойти на этот эксперимент режиссера сподвиг не менее великий оператор Витторио Сторара,  имеющий три Оскара и опыт работы с Ф. Копполой и Б. Бертолуччи.  Это был первый опыт совместной работы, и, что показательно – картинка  удивительна по глубине,  выразительности и достоверности по цвету – она буквально погружает нас в далекие 30-е годы.  Чистый свет, заполняющий экран, подчеркивает одновременно ностальгию по старому Голливуду и сюжет фильма, наполненный юношескими наивными фантазиями.

allen-af

 

«Светская жизнь»

Год — 2016

Страна – США

Режиссер, сценарий  – Вуди Аллен

Оператор – Витторио Стораро

В главных ролях – Джесси Айзенберг, Стив Карелл, Дженни Берлин, Кристен Стюарт

 

Автор: Ксения Гамалея

Ксения Гамалея
Об авторе
Меня зовут Ксения Гамалея. По первому образованию - театральный критик, закончила ГИТИС. Совмещала учебу с работой в театре "Эрмитаж", потому как считала, что недопустимо писать рецензии, не зная театра "изнутри". После рождения двух сыновей решила попробовать свои силы в рекламном креативе. А дальше - началось непредсказуемое мое витиеватое "Путешествие героя": креативный директор, сценарист, выпускающий редактор, телевизионный журналист, преподаватель в ВУЗах, проректор. Сегодня веду сценарную мастерскую, пишу и "лечу" сценарии, воспитываю двух прекрасных внуков, участвую в забегах, танцую реггетон. И очень люблю смотреть и анализировать киноистории.
Читайте также